“И посрамлены будут гадатели...”
Рождество Христово всегда было одним из самых желанных и ожидаемых праздников. С этого дня начинались Святки — время духовного подъема и праздничности в делах мирских.
С этим периодом связано множество народных традиций. В частности, из древности пришел к нам обычай на Рождество прославлять Христа сложенными народом духовными песнопениями — колядками. Но кроме этой благочестивой традиции были и другие, не связанные с величием праздника и оставшиеся в народном сознании осадком языческого времени. К таковым принадлежали всевозможные гадания в навечерие Рождества и в святочный период.
Желание узнать о том, что ждет человека в будущем, хотя бы недалеком, присуще почти всем людям. Оно уходит корнями в глубину веков, попытки такого предузнания мы видим еще в Ветхом Завете. Но поскольку никакими земными средствами невозможно открыть для себя что-то о будущем, человек, ограниченный законами материального мира, обращается к сверхъестественным силам. И тогда возникает вопрос, который требует четкого решения: что же является источником такого знания о будущем? С какими силами связывается человек, обращаясь к разного рода гадателям и предсказателям или прибегая к гаданию самостоятельно?
Священное Писание показывает, что будущее ведомо только Богу. Никто — ни ангелы, ни падшие духи, ни тем более люди — не знают, что будет на следующий день или даже в следующее мгновение. Но существа бесплотные, которыми и являются темные силы, могут рассчитывать и предугадывать события. Они-то и представляют свои “услуги” тем, кто обращается к сверхъестественному для того, чтобы узнать будущее. И нет ничего удивительного в том, что некоторые предсказания, полученные при гадании или путем вызова духов, сбываются, ведь самый мудрый человек не может сравниться умом с миром духов, тем более не может видеть всех возможных последствий происходящих событий.
Но такое знание не несет для человека ничего положительного. Внимательно читая Священное Писание, мы видим, что всякое гадание и заклинания являются мерзостью и дерзким преступлением (см. Втор. 18, 10–12; Мих. 5, 12), и занятия такого рода гибельны для души. Когда гадатели и чародеи Навуходоносора не смогли ответить ему на вопрос о значении его сна, св. Даниил сказал: “Тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны” (Дан. 2, 27–28). Никто, кроме Самого Бога, не может знать о том, что нам предуготовано на следующий день, но и Он дает это знание по Своему смотрению, если только это нужно для нашего спасения. А вот для вступления в общение с демонами, что и происходит с человеком при гадании или другом волшебстве, никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к известным приемам. Но мало того, что знания подобного рода имеют своим источником отца лжи, человек расплачивается за это очень высокой ценой — ценой собственного духовного здоровья. Иногда даже следствием прибегания к волшебству является одержимость.
Гадания, совершаемые в святочные дни, по природе своей ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года, напротив, совершаемые в великий праздник, они отдаляют человека от общей церковной радости торжества. Иногда люди не сознают этого, а воспринимают гадания как традицию, как некое подобие экзотических игр, забывая о духовной стороне дела. Каждое наше слово имеет силу, с какой бы целью оно ни было произнесено. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно будет предъявлено в оправдание или в осуждение, как говорит Господь: “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф. 12, 36). Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни даже до нашего времени свидетельствует лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо почвой для них является падшее человеческое естество.
Есть множество благочестивых народных традиций, не препятствующих празднованию Пришествия в мир Спасителя. И Святая Церковь призывает в эти дни отвлечься от всего мирского и греховного, чтобы в святости и чистоте душевной встретить приходящего в мир Христа. Так не лучше ли будет оставить все наше попечение о завтрашнем дне, ибо “завтрашний сам будет заботиться о своем” (Мф. 6, 34), и не пытаться проникнуть в те тайны, которых нам не дано знать?
Василий КОСТЮК
← О природе суеверий | О православном воспитании детей → |
---|