Православные храмы

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…
Публикации

Психология “Новой Эры”

Сегодня широкое распространение получили чуждые Православию идеи и духовные…

Земной удел Божией Матери

Сегодня на Афоне действует 20 монастырей. Их число, согласно Уставу монашеской…

Всему миру предивный Покров

Церковь с глубоким благоговением почитает Пресвятую Деву Марию, возвеличенную…

История празднования Богоявления

В первые три века христианства Крещение праздновали вместе с Рождеством Христовым, и оба праздника вместе назывались Богоявлением. В одних восточных Церквах эта традиция сохранялась до конца IV века, в других — до V или даже до VI века.

Сегодня в Православной Церкви на сходство этих праздников указывает одинаковый чин богослужения. Кроме того, и Крещению, и Рождеству предшествует сочельник, в который, по народному преданию, нужно поститься до первой звезды.

После того как два этих празднования были отделены друг от друга, Богоявлением мы называем Крещение. При Крещении Господа явно явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме и тени смертной (см. Мф. 4, 16) и спасти падший род человеческий. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается уже в Апостольских Постановлениях — древнем памятнике церковной письменности. Сохранилось свидетельство свт. Климента Александрийского (II век) о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Незадолго до этого народу явился Иоанн Предтеча, проповедуя, что приблизилось Царство Божие и что для достойного принятия Его (речь в первую очередь идет о Самом Христе, Который принес и явил в Самом Себе это Царство) нужно покаяться и креститься крещением покаяния во оставление грехов.

Может возникнуть закономерный вопрос: зачем же тогда безгрешный Христос приступает ко крещению? Дело в том, что Он приходит к Иоанну не для покаяния и не для того, чтобы получить прощение грехов, которых у Него нет, а для того, как говорит св. Феофилакт Болгарский, чтобы Иоанн объявил о Нем народу. Поскольку  многие стеклись туда, то благоволил прийти, чтобы засвидетельствовану быть пред многими, Кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить “всякую правду”, то есть все заповеди Закона. Не имея никакого греха, Иисус, в отличие от других людей, “тотчас вышел из воды” (Мф. 3, 16).

Богоявленская вода

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что вода, освященная на Богоявление, в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы только минуту назад она была почерпнута из живого источника.

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и в самый день Богоявления, имеет неодинаковую силу. На самом деле и в сочельник, и в день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин Великого водосвятия.

С древних времен существует обычай набирать Богоявленскую воду и приносить ее домой для благословения. Христиане окропляют этой водой свои жилища и пьют ее в особых случаях — при болезнях, в трудных жизненных ситуациях. Но нужно помнить, что сама по себе святая вода, даже Богоявленская, не “спасает” человека — важно, чтобы христианин приступал к святыне в чистоте помыслов и деяний, давая таким образом Богу возможность и свободу действовать в своем сердце. К Великой агиасме (так называют Богоявленскую воду) нужно приступать с молитвой и пить ее натощак.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu