Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…
Публикации

Православное богослужение. Вседневные службы

Отвечая на многочисленные просьбы наших читателей, интересующихся Православием,…

Християнство і національне питання

Християнство з початку свого існування стало яскравим світильником, завдяки…

Спорт: мысли об олимпиаде

Нынешние Олимпиады, как и другие современные спортивные состязания, уже не имеют налета религиозности, свойственного им во времена седой античности.

СВЯЩЕННЫЙ МИР

С давних времен спорт прочно вошел в жизнь человека. Спортивные состязания стали неотъемлемой частью общественной и культурной ее сторон. Еще в Древней Греции в период проведения самых известных в истории состязаний — Олимпийских игр — объявлялся “священный мир”, что означало прекращение всех военных действий, а атлеты за свою победу получали весьма солидное вознаграждение. К слову, по закону афинского архонта Солона (между 640 и 635 г. — ок. 559 до н. э.), победитель игр получал в награду 500 драхм, что соответствовало стоимости 100 волов или 500 овец. Безусловно, где присутствуют большие деньги, там есть место и проявлению человеческих пороков. И в наши дни, как и любое другое явление, мир спорта имеет множество граней. В нем есть и положительные, и отрицательные моменты, привнесенные либо человеческой порядочностью, либо ее отсутствием.

СВЕТЛЫЕ И ТЕМНЫЕ СТОРОНЫ СПОРТА

Православная Церковь всегда помогала и помогает человеку разобраться в сложных порой для составления собственного оценочного суждения вопросах. В “Социальной концепции” — документе, регулирующем взаимоотношения Церкви и общества — о месте спорта в жизни человека, его “светлой” и “темной” сторонах говорится буквально следующее: “Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий”.

Нынешние Олимпиады, как и другие современные спортивные состязания, уже не имеют налета религиозности, свойственного им во времена седой античности. Известно, что спортивные игры древности, колыбелью которых была Греция, устраивались в честь некоторых богов. Например, сами Олимпийские игры (а кроме них были еще Пифийские, Истмийские и др.) посвящались Зевсу. Христиане, почти 4 века бывшие свидетелями их проведения до запрета императором Феодосием I в 394 г., вслед за свт. Киприаном Карфагенским могли небезосновательно утверждать, что “идолослужение — мать этих игрищ”. Но со времен возрождения традиций олимпийского движения в 1896 г. религизный аспект утратил свое значение, уступив первенство главному — спортивному. И сейчас, конечно, ни одно крупное соревнование уже не заслуживает упрека в прямой связи с язычеством.

Однако элементы его пережитков наблюдаются в спорте и в наши дни. Так, с точки зрения христианства, не приемлем принцип агонистики, ставящий целью превзойти остальных, а средством — полную отдачу физических и духовных сил воспитанию в себе качеств победителя. Церковь, как мы читали в “Социальной концепции”, признает в спорте присущую ему соревновательность, но никак не может согласиться с тем, чтобы ради достижения цели стать лучше других человек забывал о том, что, прежде всего, он должен стать, по мысли св. Максима Исповедника, “лучше себя самого”.

ПОБЕДЯТ — НЕ ОГОРЧАЙСЯ

То, что спорт и победа в соревнованиях не должны становиться предметом культа, понимали еще в дохристианскую эпоху. Каждый христианин подпишется под словами Архилоха (650-? до н.э.): “Победишь — своей победы напоказ не выставляй, победят — не огорчайся”. Гордость, тщеславие, эгоизм, самолюбование — плохие союзники, не говоря уже о том, что эти качества расцениваются Православием как грех.

Грехом является также и сребролюбие, прочно вошедшее в сущность некоторых людей, связанных с миром спорта. И если большинство спортсменов профессионально занимаются спортом, прежде всего, из любви к нему, то многие околоспортивные круги связывают свою деятельность со спортом из желания легко и быстро обогатиться.

Обратной и позитивной стороной этих явлений может быть (и есть) благотворительность, меценатство. К радости, нередки случаи, когда успешные спортсмены бескорыстно помогают детям, больным, инвалидам, строят храмы.

Чаще всего так поступают люди верующие, отдающие себе отчет в том, что их достижения не состоялись бы без участия Всемогущего Промысла. Безусловно, такие благородные поступки совершают и нерелигиозные люди, но стоит признать, исходя из наблюдений, что исключения чаще всего лишь подтверждают правила. Обыденными же для общества стали новости о хулиганских поступках спортсменов, пьянстве, наркомании, других пороках. Стоит ли говорить, что большей частью во всем этом замешаны спортсмены, не имеющие веры в Бога?

БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ

Одной из граней нерассудительного отношения к физкультуре и спорту является преувеличение значения здорового и красивого тела. Склонность к внешнему совершенству, которое иногда сопряжено с пагубным для организма употреблением допинга, не может найти одобрения верующего человека, понимающего, что, выражаясь словами известного молитвословия, человеку надлежит “презирать” плоть и больше “пещись” о душе — “вещи бессмертной”. Чеховская фраза о том, что в человеке все должно быть прекрасным не противоречит православному вероучению, но и не должна служить императивным призывом к действию, поскольку личность человека определяется не внешней формой, а внутренним содержанием. Не каждый может похвалиться отменным здоровьем, поклонению которому учит, к примеру, валеология, но каждому Церковь напоминает, что недостатки физические сполна покрываются достоинствами духовными.

Спорт в состоянии обогатить духовную сокровищницу человека. Здоровый образ жизни, несовместимый с дурными привычками, авторитет страны, на который работает успешный спортсмен, доброе имя, побуждающее других к изменению себя, и многое другое, что в совокупности составляет позитивный имидж спорта, окрашивает человеческую жизнь в теплые тона. Священное Писание, воспитывающее в человеке нужные качества и ведущее его мимо губительных соблазнов напоминает: “…Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию” (1 Кор. 10, 31). И любой человек, будь то спортсмен или увлеченный спортом болельщик, помнящий эти слова, понимает, что олимпийский девиз “Быстрее. Выше. Сильнее” приложим не только к спортивной, но и к духовной жизни.

Игумен ГАВРИИЛ (Рыбальченко)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu