Православные храмы

Пантелеимоновский собор, Феофания

Главный храм Пантелеимоновского женского монастыря города Киева, один…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…
Публикации

Культура и псевдокультура. Православный взгляд на проблему секуляризации

Священное Писание, открывающее генезис, историю и Божественное назначение…

Михаил Литвиненко: Я родился христианином...

Известный музыкант и композитор, регент Митрополичьего хора Свято-Успенской…

Святитель Игнатий (Брянчанинов): Православная Церковь — сокровищница спасения

“Отчего не спастись, — пишете вы, — язычникам, магометанам и так называемым…

Женщина-христианка

Только в христианстве женщина становится равной мужчине

Любой миф рождается из-за недостатка знаний или из-за искаженного взгляда на окружающие нас вещи. Причиною же разнообразных перетолков и искажений церковного учения о том или ином предмете веры являются человеческие страсти, возбуждающие сильное стремление к тому, чтобы утверждать свой взгляд на те или иные предметы учения. Такое стремление рождается в глубинах человеческого самолюбия, которое никак не хочет со смирением принять простые евангельские истины.

Все это привело к возникновению “мифа” о том, будто бы женщина в Церкви занимает второстепенное положение по отношению к мужчине. Причиной появления такого рода “сказаний” являются феминистические настроения в умах многих женщин. Если всерьез относиться к “мифологии” некоторых “богословок-феминисток”, это может привести к дисгармонии церковной жизни. Поэтому, чтобы предостеречь церковную общину от такого рода “катастроф”, нам необходимо следовать единственно верным путем — путем, возводящим нас к апостольскому пониманию женщины, как прекрасного создания Божьего, который призван в бытие для исполнения о себе особого Божественного замысла: “... не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственному ему ”(Быт. 2, 18). Как видно из слов Священного Писания, женщина призвана быть помощником мужа...

Но как часто, к сожалению, в повседневной жизни мы сталкиваемся с совершенно иным пониманием того, к чему призвана женщина и в чем состоит ее достоинство. Современное, секуляризированное общество постоянно пытается навязать нам свои идеалы и ценности, которые слишком далеки от истинного понимания роли женщины. Волею или неволею мы оказываемся под влиянием этой культуры “нового времени”, которая оставляет свой отпечаток в нашем сознании и жизни. Все это часто приводит к тому, что в церковной общине или семейном кругу рождается масса противоречий. Дело в том, что очень часто многие православные женщины пытаются придерживаться светских манер, подражая при этом мирским женщинам в их стремлении быть на первых ролях в обществе.

В чем же причина этого? Почему же так часто женщины оказываются жертвами собственных ошибок, когда сам апостол подсказывает им верный путь для разрешения внутренних и внешних неурядиц? Путь, который способен привести их в тихое пристанище мира и благочестия: “... не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ”(1 Пет. 3, 3-4). Может быть, причина в них самих, в их внутреннем нестроении и нежелании всем сердцем внять простым евангельским истинам, открывающим для всех прямую дорогу духовного возрастания? Ведь все, что задевает наше самолюбие, так трудно к восприятию и неприемлемо нашей грехолюбивой жизнью.

Возможно, это и является основной причиной появления просто нелепых ситуаций в жизни церковной общины. Некоторые прихожанки, например, начинают наставлять “менее опытных в вере и благочестии” на “стези спасения” — “ты мол, детка, не так крестишься, — говорят они, — а ты, мой родной, не так свечку поставил, — или еще чего хуже: вы знаете, а наш новый батюшка не так, как следует, сегодня службу вел и проповедь говорил без особого воодушевления”.

Давайте вспомним слова апостола Павла: “Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... если они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ” (1 Кор. 14, 34-35), “Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии..” (1Тим. 2; 11-12). Но это апостольское наставление сказано не для того, чтобы укорить или запретить, а для того, чтобы по-отечески помочь и подсказать, открыть верный путь к духовному совершенствованию. Ибо если вы искренне желаете приобщиться глубинам Вечности, то тогда нужно в простоте сердца смириться и поступать по слову апостольскому, ожидая вечного воздаяния за послушание евангельской истине, либо продолжать упорствовать в многоглаголании и “наставничестве”, противясь апостольскому повелению.

Некоторые женщины думают о том, что если они буду поступать по слову апостола Павла, то это унизит их “женское достоинство”. Но святые отцы нашей Церкви считали совсем иначе. И сама Пресвятая Дева Мария говорит, что Бог “призрел на ее смирение” (Лк. 1, 48), т.е. на ее “кроткий и молчаливый дух”, а не на высокомерие и “женское достоинство”. “Ибо на кого воззрю? Токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес моих”, — обращается Господь с такими словами к Израильскому народу.

А если женщина всецело повинуется евангельской истине, то это не уничижает ее, но возвышает до небес, ибо “возносящийся смирится, а смиряющийся вознесен будет”. В своих записках священник Александр Ельчанинов заметил: “О женщине сказано — “немощный сосуд”. Эта “немощь” состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого — слабый самоконтроль, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих эмоций. Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость”. Поэтому Церковь довольно бережно поступает с этим “немощным сосудом” (1 Пет. 3, 7). Она не покладает на ее хрупкие плечи ответственность за устроение семьи, возлагает это на мужа: “...муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...” (Еф. 5, 23).

Иерей Максим Бойко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu