Родители и будущее детей: к добродетели или порокам?
Попечение о детях должно начаться с попечения о вас самих. Добрые или худые нравственные свойства родителей обыкновенно переходят к детям, и часто, прежде чем дети в состоянии бывают судить о добром или худом, они уже по наследственным свойствам предрасполагаются к добродетели или порокам.
Помня об этом, родители должны добродетельной и благочестивой жизнью удержать на себе Божие благословение и передать его своему потомству. Матери особенно должны помнить этот долг во время своего чревоношения. Удерживайтесь всяких сердечных возмущений и раздражения, сильной скорби, нечистых мыслей и желаний, всякого греха и старайтесь в это время с особенным усердием питать в себе христианские чув-ства, дух смирения, любви к Богу и ближним, дух молитвы и преданности Промыслу Божию, дух истинного благочестия, чтобы вам, таким образом, в самой природе передавать потомству добрые качества.
После рождения младенца важнейшим долгом родителей является забота о том, чтобы их дитя возрождено было в жизнь духовную через таинство крещения. Родители должны помнить слова Господа Спасителя: “...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие” (Ин. 3, 5). С того времени, как ваше дитя в купели крещения омылось и освятилось Духом Святым, вы должны смотреть на него уже не только как на ваше родное дитя, но как на члена Церкви Христовой.
Младенческая жизнь — это приготовление к высшей жизни в Христианской Церкви. С благоговением к Богу заботьтесь и о телесной жизни ребенка. Мать должна почитать священным долгом питать своим молоком собственное дитя. Сохраняя жизнь ребенка, надо прилагать старание, чтобы тело его возрастало и укреплялось, согласно с законами природы и с главным назначением его: тело есть орудие Святого Духа и служит человеку в достижении благочестия. Питайте тело, защищайте от вредного влияния стихий, укрепляйте его приличной деятельностью. Сохраняя тело ребенка от всякого повреждения и разрушительного действия воздушных перемен или от ослабления его из-за грубого содержания и обхождения с ним, не менее этого берегите нежное дитя и от того, чтобы неумеренной заботливостью оно не было слишком изнежено и через излишнее охранение не сделалось доступно вредным влияниям непогоды и трудных обстоятельств жизни. Пища ребенка должна быть здоровой, но не надо приучать его к лакомству; одежда, хорошо защищая от вредного влияния стихии, — прилична была полу, но не питала детского самолюбия и тщеславия; чтобы детские упражнения и невинные забавы, укрепляя тело, мало-помалу пробуждали, раскрывали и упра-жняли их умственные и нравственные силы, и, таким образом, служили приготовлением к их будущей деятельности. Так вся забота о теле ребенка совершается в подчинении высшему его назначению и всегда соединяется с заботой о его душе.
Первые наставления детям объясняют ближайшие к ним видимые предметы и от них мало-помалу восходят к предметам невидимым, так чтобы последние служили объяснением того, что дети видят пред собою. В то же время, как дитя учится узнавать своих родителей, сознавать их любовь, нужно внушать детям, что есть у нас Отец на небесах, Который любит всех, велит солнцу Своему восходить для всех, подает пищу, утешает радостями и обращает на пользу нам наши скорби и несчастия. Раскрывайте детям, как велик, премудр и благ Бог.
Берегите детей, чтобы никто не внушал им понятий ложных, суеверных, вредных для их веры и нравственности, а, напротив, всячески старайтесь, чтобы они обо всем, о чем могут судить, привыкали судить здраво, согласно с законом Божиим: не брались рассуждать о том, что выше их понимания, а сознавали свое незнание и с совершенной доверенностью предавались благоразумному руководству своих родителей или воспитателей.
Вместе с утверждением в детях здравых понятий, надо заботиться об образовании их сердца и воли. Не говорите с ними холодно и равнодушно о том, что достойно сердечного участия, удивления и благоговения. Обращайте их сердце к предметам истинно высоким и прекрасным, чтоб оно привыкало удивляться только истинно высокому, любить только доброе и прекрасное. Всегда окружает нас величие природы с ее разнообразными красотами; всегда над нами необъятная и превосходящая всякое изображение чудная картина звездного неба; всегда освещает и согревает нас истинно великое, прекрасное светило дня. Беседуйте чаще с детьми об этих и других делах Божиих, с любовью и благоговением к Творцу. Старайтесь при всяком случае возбуждать и поддерживать в детях нравственное чувство и силу совести. Говорите с ними чаще о достоинстве и благотворности добродетели, о недостоинстве и зловредности греха. Показывайте им примеры людей добродетельных, как достойных любви, уважения и подражания; одновременно указывайте последствия пороков в людях порочных, чтобы, питая в детях уважение к добродетели, в то же время питать и отвращение к порокам. Никогда не забывайте, что страх Божий — истинное основание доброго воспитания, начало премудрости. Это не рабский страх, представлением наказаний удерживающий человека от нарушения закона, но страх сыновний, который состоит из крепкой любви к Богу, как преблагому Отцу, соединенной с искренней заботой, как бы не оскорбить чем Всеблагого Отца Небесного. Этот страх надо возбуждать и поддерживать в детях, воспитывая их, как говорит апостол, “в наказание и учении Господни”. Особенно нужен для детей пример самих родителей в их благочестивой жизни.
Очень важно в деле воспитания охранять детей от дурного окружения. Как благотворно для них иметь перед собой назидательные примеры, так вредно им быть среди общества людей испорченных: “Худые сообщества, — по слову апостола, — развращают добрые нравы” (1 Кор. 15, 33). Благоразумно оберегайте ваших детей от худых наклонностей, которые легко обращаются в страсти и порабощают человека пороку. Необхо-димо полагать злу преграды в его начале: подавляйте в детях, при первом случае, как заметите, — своенравие, гордость, тщеславие, непокорность, леность, ненависть, мстительность, вражду, холодность к предметам веры, непочтительность к старшим и властям, в то же время укореняйте их любовь к Богу и благоговение ко всему священному, почтительность к старшим, признательность благодетелям, радушие ко всем, кротость, непамятозлобие, миролюбие, доброжелательство, услужливость, трудолюбие, искреннее уважение к невинности и чистоте нравов.
Как надо охранять детей от того, чтобы они не приобретали ложных понятий о жизни, не читали сочинений, наполненный обольстительными, несбыточными вымыслами, так не следует скрывать от них того, что могут они встретить в действительности: какие, например, трудности, скорби и болезни ожидают их на том или ином пути жизни. Нужно показывать им, как человеку в таких обстоятельствах вести себя, как беречь себя от увлечения злом; чем побеждать скорби и болезни.
Когда отдаете детей в учебные, воспитательные или другие заведения, не думайте, что вы этим снимаете с себя обязанность заботиться о ваших детях, как это иногда делают: где бы ваши дети ни были, вы всегда им родители. Чье сердце более сердца родителей может любить детей? Чья любовь своей попечительностью так благотворно может действовать на детей, подобно любви добрых родителей? Потому что ваша забота о детях должна сопровождать их всюду, куда бы они ни удалились от вас! Напоминайте вашим детям, что прежде вы говорили им; внушайте им добрые правила жизни; предостерегайте от опасностей. При встрече каждый раз будьте для них примером благочестия, и вашим благоразумным и назидательным обхождением оживляйте и поддерживайте в них это благотворное влияние.
Ваша забота о детях, при благословении и содействии Всевышнего, важна и для гражданского общества, и для Церкви: для общества вы приготовляете полезных членов — будущих добрых родителей, заботливых начальников, утешителей несчастных, благодетелей человечества; для Церкви — истинных членов ее, достойных служителей алтаря, наследников Царства Небесного. И для себя утешение в жизни — отраду в скорби, опору в нуждах, болезнях и старости, надежду и залог милости Божией в жизни будущей.
Священник А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
← Много может молитва праведника | C.С. Аверинцев: “Будем просить у Бога, чтобы диалог поколений не прервался” → |
---|