Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Позняках)

Первая служба состоялась в мае 1997 г. Богослужения проходили в…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 4‑м роддоме, на Оболони)

Первый молебен отслужен в 2002 г., устав религиозной общины…
Публикации

“… Увидеть за событиями вечность”. Заметки с фестиваля “Вера и слово”

С 24 по 27 ноября в Подмосковье прошел III Международный православный фестиваль…

Секрет благополучия, или вместе — лучше

“Зачем плодить нищету?” — обычно так спрашивают знакомые или родственники у…

Как мы ходили колядовать

Для наших православных предков колядование было не собиранием денег, а прежде…

День Рождества Христова

За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог, изгоняя наших прародителей из рая за преступление заповеди Его, по Своему великому милосердию обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и это обещание неоднократно повторял (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12–13), чтобы приготовить людей к принятию Его.

Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. На земле водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков Исаии (2, 4) и Михея (4, 3; 5, 5), пришествие Ходатая, имевшего примирить Небо и Землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи людей без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его святых законов и в примирении с Ним. “Мудрый Создатель, говорит Церковь, опять восстанавливает человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни”. (См. богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, изд. в 1855 году, 1-й канон на Рождество Xристово, 1 песнь.)

Пред рождением Мессии римский импе-ратор Август, во власти которого была покоренная им Иудея, дал повеление провести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться — каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском. Но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда, на свою родину, пошли и они. По прибытии в Вифлеем, где было многочисленное стечение народа, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения, остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя: “...се, Дева во чреве приимет и родит Сына; и нарекут имя Ему: Эммануил: что значит: с нами Бог” (Ис. 7, 14. Мф. 1, 23); “...и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля” (Мих. 5, 2; Мф. 2, 6; Ин. 7, 42). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508. ( См. 25-й день декабря в Следованной Псалтири.) “Под единым царством мирским были грады и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшегося Бога нашего, вписались в число верных”. (Стихиры на “Господи, воззвах”.)

Безлетный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, — в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек-грешник, имеющий крайнюю нужду в не-бесной помощи Богочеловека. “В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленницы прегрешений моих”. (В неделю пред Рождеством Xристовым стихира на “Господи, воззвах”.)

Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке, в вертепе, в яслях и пеленах — в сих образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах мира —вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, узнали и простые,и мудрые. На поле, близ вертепа, в коем родился Спаситель, находились вифлеемские пастухи, содержавшие ночную стражу у стада. Им явился Ангел, и слава Господня осияла их. “Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, — вещал им Ангел, — ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях” (Лк. 2, 10–12). И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение” (Лк. 2, 14). Пастухи, по отшествии от них Ангелов на небо, поспешили в Вифлеем и нашли Марию, Иосифа и лежащего в яслях Младенца Господа, и первые поклонились Ему. Возвестив Марии и Иосифу, что видели и слышали о Богомладенце, пастухи возвратились на место свое, славя и хваля Бога. “А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем” (Лк. 2, 19).

Между тем не одни поля вифлеемские огласились славой лежащего в яслях Младенца, ибо “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его” (Бога) (Евр. 1, 3), “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек” (Флп. 2, 7). Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, или, как говорит святитель Иоанн Златоуст, “некая невидимая сила” ( Беседа VII на Матф.) или, по мнению свт. Димитрия Ростовского, ангельская. (Чет. Мин. 25 дек. о поклонении волхвов.) Своим явлением она возвестила миру, что возсияла “звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля... и сокрушает всех сынов Сифовых” (Чис. 24, 17). Слова эти, произнесенные прорицателем Валаамом около 1450 лет до Рождества Христова, к событию рождения Спасителя относят: Ориген, св. Киприан, писатели III века, св. Амвросий Медиоланский, св. Ефрем Сирин, св. Григорий Нисский, св. Амфилохий Иконийский, писатели IV века; также составитель пролога свт. Димитрий, Митрополит Ростовский, и Православная Церковь в своих песнопениях. Она называет родившегося Христа звездою, возсиявшей от Иакова. (В 4-й песни канона Козьмы Маюмского на Рождество Xристово.) Необычайная звезда привела с востока на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов (Дан. 1, 20), которые, падши пред Ним, поклонились и поднесли Ему дары — злато, ливан и смирну, — злато как Царю, ливан как Богу, смирну как человеку смертному. Волхвы, по изъяснению свт. Димитрия, Митрополита Ростовского, и св. Церкви, были те “цари Аравстии и Сава”, из стран, богатых золотом и благовониями (2 Пар. 9, 1), о которых предсказали пророки Давид (Пс. 71, 10) и Исаия (60, 6), и, вероятно, принадлежали останкам Церкви Данииловой и начаткам языческой.

И не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь, по изречению Церкви, принесла родившемуся Господу дары: Ангелы — пение, небеса — звезду, пас-тыри — чудо, волхвы — дары, земля — вертеп; пустыня — ясли, люди — Матерь Деву, язычество — начаток христианства в своих волхвах. Так в Вифлеемском вертепе и сквозь уничижение родившегося Спаса просияла Божественная слава!

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu