Православные храмы

Храм преподобного Нестора Летописца (возле южного моста)

Храм преподобного Нестора Летописца построен в городе Киеве в 2010…

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Троещине)

Строительство начато летом 2008 г., первая Литургия была отслужена…
Публикации

Святитель Антоний (Смирнитский), архиепископ Воронежский и Задонский — великий светильник Церкви (1773-1846)

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 г.…

Православие в Румынии

Согласно преданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территории…

Православное кино “переводит из горизонтали в вертикаль”

“Церковь должна постоянно искать новые пути к сердцам людей, использовать во…

Детские и юношеские церковные (воскресные) школы

Название "Воскресная школа" является традиционно условным. Обычно занятия проводятся в течение учебного года, с сентября по май, один раз в неделю в любой удобный день, часто перед Всенощным Бдением в субботу.

Надо стремится к тому, чтобы посещение церковных занятии стало для ребенка событием радостным и любимым, чтобы окончившие воскресную школу дети были не только христиански-церковно образованы, но и гармонично (духовно и телесно) развиты. Они должны научиться жить по правде и по воле Божией, не чиня беззакония ни перед Богом, ни перед людьми, ни перед своей совестью.

В воскресные школы приходят очень разные дети как православных семей, так и из семей невоцерковленных, а иногда и из совершенно неверующих. Поэтому занятия часто приходится начинать с детьми разного возраста с разъяснения самых элементарных понятий.

Пока говорить о классах, вероятно, рано — это задачи следующих лет, сейчас мы имеем дело лишь с возрастными группами. Количество и состав группы должны определяться руководством воскресной школы (священником или лицом, имеющим благословение священноначалия). Опыт показывает, что оптимальное количество детей в группе — 7-10 человек. Вот как они могут быть объединены:

Подготовительная группа — 3– 5 лет, дошкольники;

1 группа — 6–8 лет

2 группа — 9–11 лет младшие;

3 группа — 12–14 лет, средние;

4 группа — 15–17 лет, старшие;

5 группа — 18–20 лет и старше.

Учитывая ограниченные возможности многих церковных школ или малое количество детей в группах, в некоторых случаях можно объединять 1-ю и 2-ю группу в младшую, а 4-ю и 5-ю в старшую. Третью группу (12–14 лет) из-за ярко выраженных особенностей этого возраста объединять с другими нежелательно.

Такие возрастные группы могут разделяться на подгруппы по степени воцерковления детей. Иногда полезно объединять детей разной степени воцерковленности. И воцерковленные дети скоро начинают сами вести работу с невоцерковленными. Но преподавателям важно следить, чтобы верующие "всезнающие" младенцы не кичились своими знаниями перед новоначальными.

Распорядок учебного дня в церковной школе может быть следующим.

Для дошкольников от 3 до б лет рекомендуются не уроки, а отдельные (по 10—15, минут встречи, так как в этом возрасте дети бывают трудноотделимы от домашней среды, и важно, чтобы они чувствовали себя в безопасности и любви. Продолжительность же урока для школьников определяется их возрастом. Так, для детей первой группы (6–8 лет) урок может длится 20 минут, для второй группы — 25 минут, для третьей — 30–35 минут, для четвертой и пятой — по 45 минут.

Учебный день может состоять из двух-трех уроков с пяти-де-сятиминутными перерывами. Перед началом занятий или по их окончании хорошо устраивать совместную трапезу с краткой молитвой.

Трапеза для младших и средней групп может не превышать 20 минут, а для старших групп лучше продлить ее до 30 минут, чтобы дать возможность детям удовлетворить свою возросшую потребность в общении.

В средних и старших группах некоторые занятия полезно

проводить раздельно для мальчиков и девочек. Это относится к разбору вопросов о мужской и женской этике, девичьей чистоте, ответственности мужчины за своих детей, жену и семью.

Кроме занятий под руководством священника или кого-то из преподавателей для старших учащихся могут устраиваться также совместные чтения Библии с обсуждением прочитанного. Специальные молитвенные и молитвенно-проповеднические встречи.

С детьми подготовительной и младших групп в школу могут приходить их родители. Очень хорошо, если имеются возможности, одновременно с занятиями детей проводить в другом помещении беседы с родителями по той же программе, что и у детей, но более углубленно и содержательно. Кроме того, полезно было бы рассматривать с ними вопросы христианского отношения между супругами, православного воспитания детей, устроения домашней церкви.

В основу построения учебной программы церковной школы может быть положен годовой круг богослужения с подготовкой к ближайшим церковным праздникам или изучение текстов Священного Писания. Возможны также различные их сочетания .

Изучение Библии с детьми — непростое дело. Чтение книг Ветхого и Нового Завета по синодальному тексту для детей часто бывает затруднительным. Поэтому начинать лучше с адаптированных текстов Детской Библии и Евангелия для детей. Оригинальный текст рекомендуется давать небольшими отрывками, подбирая их по возрасту детей в определенной последовательности. Вначале хорошо читать вслух некоторые главы из исторических книг Ветхого Завета. Затем следует познакомить детей с наиболее яркими и динамичными отрывками из учительных книг, книг Закона и Пророков.

Знакомство с Новым Заветом также лучше начинать с отдельных эпизодов, а затем уже переходить к чтению "синоптических" Евангелий (Матфей, Марк, Лука) и отрывков из Деяний и Посланий апостолов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на личности Христа Спасителя и на нравственных аспектах Его проповеди, приучая детей лично для себя извлекать уроки из Священного Писания.

После чтения и беседы полезно предложить детям сделать иллюстрации, нарисовать что-нибудь или слепить. Это позволит им лучше представить и почувствовать прочитанное, а учитель сможет проследить психологию детского восприятия, узнать, что запомнили дети из его рассказа, определить, верно ли им были расставлены акценты, понять, на что надо будет обратить внимание в дальнейшем. Так, младшие дети после рассказов о жизни пророка Моисея рисовали корзиночку с младенцем, плывущую по реке и застрявшую в тростнике, средние — избиение первенцев египетских, а старшие —пребывание пророка Моисея на горе Синай и встречу его с Богом, или Моисея со Скрижалями Завета.

Целомудренное восприятие ребенка позволяет ему переживать библейские события и события Церковной истории лично. Педагог должен всеми силами сохранять и поддерживать это сердечное участие, можно предложить детям нарисовать себя в той или иной ситуации: странствующими по пустыне вместе с еврейским народом, или плывущими по бурным водам Тихого океана в качестве помощников святителя Иннокентия и встречу с туземцами Алеут и прочее. Все это будет приближать к ребенку мир Библии и Священного Предания Церкви.

Мы должны помнить, что дети познают мир в игре. И в наших занятиях на праздничных утренниках мы можем использовать игру, — но делать это надо чрезвычайно осторожно и тонко, чтобы не потерять чувства благоговения, чтобы не впасть в кощунство. В каждой игре должна быть мера, строго осознаваемая педагогами и духовными руководителями. Мы должны объяснить детям, почему нельзя играть в Иисуса Христа и Богородицу, в Страшные Христовы Тайны — в Литургию. Может быть, это будут их первые реальные уроки Страха Божия.

Помимо чтения Библии, рассказов из истории Церкви и житийной литературы, на занятиях рекомендуется использовать художественную литературу. Очень полезны могут быть чтение и пересказ небольших произведений, отражающих красоту христианского нравственного идеала, воспитыающих в детях любовь к родителям, уважение к старшим, послушание, жертвенность, правдивость, жалостливость, доброту, смирение, отвращение к грубой силе и всякому насилию, домашние питомцы и растения после занятий почуствуют особое к себе отношение и заботу. Важным показателем усвоения христианской этики должно стать развитие в детях такого качества, как совестливость.

На примерах Священного Писания и истории Церкви дети должны понять, что евангельская мораль является для христиан основой не только личной, но также семейной и общественной жизни. Ребенок должен приобретать навык правильно, с христиаиско-нравственных позиций оценивать свои поступки и происходящие вокруг него события.

Большую опасность для христианского воспитания представляет разлитый сейчас в обществе дух стяжательства. Поэтому чрезвычайно полезны рассказы о милостивых, нищелюбивых, бессребренниках. Пример нестяжательства дети должны видеть в своих наставниках.

Кроме того, у учащихся необходимо воспитывать неприятие таких грехов против Церкви, как ересь, раскол, суеверие. Этому должно способствовать системное изучение православных вероучительных дисциплин, которое можно начинать после ознакомления детей с основами Закона Божия, обычно с 13–14 лет. Введением в каноническую проблематику могут быть рассказы из истории Церкви, объяснение богослужений.

В старших группах преподавание отдельных предметов, таких как Священная История Ветхого Завета, Священная История Нового Завета, История Церкви, Православное богослужение — требует специальных педагогов. Учитывая острую нехватку преподавательских кадров, во многих случаях представляется целесообразным введение в приходских воскресных школах общего Закона Божия, а старшие группы с изучением отдельных предметов организовывать на межприходском уровне.

Особое внимание всем педагогам следует обратить на молитву. Молитвенные правила на занятиях должны приучать детей к личной, церковной и общей (групповой) молитве. Надо, чтобы дети захотели и научились участвовать в церковной молитве на богослужениях: вечерне, утрене и литургии. Педагогу необходимо не только объяснить смысл и значение Таинства Евхаристии, — а привлечь детей к регулярному (лучше еженедельному) участию в причащении. Очень полезно заучивать молитвенные тексты наизусть с непременным пояснением их смыслового значения.

Детям надо научиться самим молиться в кругу родных, друзей, дома, в семье, в классе и других местах. Мы должны помочь им преодолеть чувство отчужденности и стеснения, чтобы они смогли ощутить молитвенный настрой и поддержку окружающих.

Нельзя забывать и об эстетическом факторе. Приходя в церковную школу, дети вплотную соприкасаются с церковным искусством. Их эстетическое чувство также нуждается в церковном воспитании. Педагогам необходимо познакомить их с основными принципами православной эстетики и попытаться привлечь к непосредственному творчеству. Этому должны способствовать занятия музыкой, пением, рисованием, ремеслами. Полезно организовывать кружки кройки и шитья для девочек, вышивания: они могут шить облачения, покровцы, полотенца под иконы; для мальчиков — столярное дело, вырезание по дереву, выжигание и т. д.

Очень хорошо, если церковная школа может устраивать экскурсии и организовывать паломничества. При изучении житий русских святых паломничество к мощам и местам их подвигов даст детям незабываемые впечатления, которые могут подтолкнуть их к собственному творчеству, и лечь в основу детских рассказов, стихов, молитв. Узнав житие того или иного святого, сопереживая ребенок может выбрать его в качестве своего личного примера, покровителя и помощника. Педагог должен научить его молитвенному общению со святым, преобразовывающим душевные чувствования ребенка в духовные переживания. Для детей очень важно понять, что эти святые жили на земле совсем недавно, что они слышат нас, и что в наше время, вокруг нас тоже живут святые, что история "народа Божия" не закончилась, а продолжается.

Учащиеся воскресных школ должны иметь возможность по желанию и благословению священноначалия прислуживать на богослужениях и петь в церковных хорах. Более взрослых можно привлекать к дежурству за свечным ящиком. Дети должны осознавать это не только как почетное право, но и как труд на пользу Церкви. Мы должны их приучить заботиться о Церкви, как о матери.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu