Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (в «Царском Селе»)

Строительство храма началось 26 марта / 8 апреля 2008 г. Первую…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…
Публикации

Юноша, воскресший силою Христа

Не плачь!” — сказал Господь вдове наинской, оплакивающей смерть единственного…

Что такое религиозное чувство

“Смысл религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы…

На чужому горбі?

Кілька слів про піратське видання лжепатріарха, яке він намагається увіпхати в…

Наркомания – тяжелая душевная болезнь

То, что наркомания – тяжелая душевная болезнь, проявляющаяся жесткой зависимостью от потребляемого вещества – наркотика, знают все. Как тяжело, практически невозможно избавиться от этой зависимости – известно меньше.

Нашему взору представлен случай, можно сказать уникальный. Страдающему наркотической зависимостью удается избавиться от нее, стать с Божьей помощью на истинный путь. Чтобы понять, что в данном случае произошло именно чудо, хочу несколько слов сказать о тех путях лечения наркомании, которые в настоящее время предлагаются больным.

Первый путь – это обращение к официальной медицине. Действительно, традиционные методы лечения позволяют облегчить больному выход из состояния абстиненции ("ломки") и, что очень существенно для больных, повысить чувствительность к наркотику и, таким образом, позволить снизить его суточную дозу. Это экономически и физически немаловажно. Что же касается исцеления от наркомании, то, увы, мне такие случаи неизвестны, и я считаю, что медицина здесь бессильна. Плен, в который попадает наркоман, слишком жесток, путь к нему – это путь добровольного соглашения с сатаной, и было бы наивно полагать, что таблетки и уколы могут освободить от духовной власти демона, от власти среды, с которой наркоман связан просто-таки цепями.

Второй путь, который широко предлагается сегодня – это услуги сект и "целителей", случается, что и в белых халатах. На этом пути больного радушно встречают различные как индивидуально действующие гадалки, колдуны, экстрасенсы и т. д., так и организованные группы субъектов, называющих себя христианами. Эти деятели много говорят о боге, но бог их пишется с маленькой буквы. Обращение к ним за помощью равносильно обращению к убийце с просьбой защитить от его же брата-убийцы. Вся эта разношерстная публика использует против несчастных ложь, мошенничество и, что самое страшное, магические приемы воздействия, лишающие душу остатков энергии. (Этими способностями в различной степени обладают те, кто посвятил себя сатанинскому служению). В результате за "исцеление" от одной болезни приходится платить более тяжким психическим расстройством и новыми страданиями. Мне лично, как врачу неоднократно приходилось сталкиваться с психическими расстройствами, возникающими после визитов к таким "целителям". Положение больного в этих случаях усугубляется – от одного демона он попадает к другим, более сильным. Если обращение к традиционной медицине не спасает, но дает хотя бы некоторое облегчение, то обращение к темным силам, которых, увы, ныне расплодилось великое множество, наносит душе тяжелый ущерб. Напомню, что власть эти силы имеют только над добровольно обратившимися к ним за помощью.

Единственным путем спасения от наркотической зависимости является путь спасения в лоне Православной Церкви. Этот путь нелегок. Он требует усилий воли, многих молитв – своих, Церкви, родных. К сожалению, в запущенных случаях больные уже не способны ни к молитве, ни к волевым усилиям. И тогда остается только одна молитва за них – их близких, молитва тех, кто идет путем веры, потому что только такая молитва может быть услышана. А если нет и этого? Тогда ситуация выглядит практически безнадежной, и только чудо может спасти падающего в бездну.

В случае с А. имеет место, на мой взгляд, удивительное явление, в которое мало кто из невоцерковленных может поверить – это молитва почившей православной матери за своего сына. Уверен, что именно эта молитва поставила А., обреченного на смерть, на истинный путь спасения. Иного объяснения происшедшему чуду не нахожу. Средством к остановке падения послужили, как следует из интервью, устрашающие видения. Должен сказать, что я далек от взглядов традиционной психиатрии, неверующих своих коллег, рассматривающих подобные переживания как галлюцинаторные, то есть как продукцию больного мозга. Нельзя явления духовного порядка сводить к биохимическим процессам.

Взгляд на переживаемое душевнобольными или людьми, оказавшимися в особых условиях существования, как на бред и галлюцинации, является гипотезой, гипотезой непроверенной и, по сути, ошибочной. Выдавать же гипотезы за реальность, даже с точки зрения материализма, значит отклоняться от истины. То, что видел А. и что он воспринял как реальность – это действительно реальность того страшного мира, в который увлекает нас грех. Иногда наркоманы сообщают, что видят ангелов, Бога. Это неправда. Наркоман может видеть только бесов, сатану и покойников. Все это предупреждение желающим попробовать наркотик или еще какой-либо "сладкой" жизни, предупреждение ищущим забвения и отдыха от забот. Христианство и всякий экстаз, всякое опьянение несовместимы. Господу нашему Иисусу Христу через мучительную смерть на кресте было предложено вино со смирною – зельем, приводящим к забытью и ослаблению страданий. Христос отверг это предложение и предпочел муку в сознании – опьянению. Путь трезвенности и целомудрия – это путь нашего Господа. Неужели же нам так трудно потерпеть тяготы этой жизни, не идущие ни в какое сравнение с тем, что Он терпел ради нас?

Что же делать тем, кто уже попал в объятия сатанинского зелья? Частично ответ на этот вопрос дает А. в своем интервью. Я хотел бы все же яснее очертить путь выхода из положения, на какое обрекает себя наркоман.

Во-первых, если еще есть остатки воли, необходимо твердое решение избавиться от наркотиков с сознанием того, что никогда и никакие обстоятельства не заставят прибегать к ним. То, что А. отступил от избранного курса – ошибка. Такие отступления усугубляют борьбу и делают уход от наркотика более длительным и тяжелым.

Во-вторых, решивший избавиться от наркотической зависимости должен всей душой возложить свою надежду на Бога. Наркоман должен понять, поверить, что без помощи свыше зависимость ему не преодолеть. А., как видим, имел веру и эту надежду. Кроме того, по милости Божией, он имел еще одного важного союзника в своем стремлении спастись – страх перед будущим загробным возмездием.

В-третьих, принявшему решение оставить наркотик на первом этапе желательно обратиться за помощью к медицине и пройти курс лечения для избавления от физической зависимости. Но тот, кто полагается только на этот этап, считая, что лекарства спасут, – ошибается. В душе освобожденного от острой физической зависимости остается ужасная пустота. Наркоман не способен вернуться к обычному образу жизни – интересы ко всему утрачены, по сути он мертв душой. Возврат к наркотикам в такой ситуации неизбежен.

Пустота, которая царит в душе, должна быть заполнена не интересами праздного, суетного мира, но только Богом, жизнью Церкви. Это единственный путь к спасению.

Кроме опустошенности после прохождения медицинского лечения наркомана поджидает еще одна опасность – среда, в которую он возвращается. Его ждут частые и назойливые телефонные звонки, визиты "друзей" и "подруг". От них он не уйдет. Он получит свою дозу даром, просто из бесовской зависти. "Среду" никто не должен покидать – таков закон "среды".

Поэтому, в-четвертых, желающий спастись должен сразу после выписки из стационара бежать, бежать тайно туда, где никто не знает о его прошлом. А. совершил этот побег в одиночку. Не думаю, что многие способны на такое. Лучше, конечно, когда есть родные – союзники спасения. Тогда, во время пребывания беглеца в "подполье", они должны поменять место его постоянного жительства и принять его уже на новом месте. Все это, конечно, требует средств, но выхода иного нет – ведь на карту поставлены не просто жизнь, а состояние души в вечности.

В-пятых, необходимо обратиться за помощью к Церкви, прильнуть к ней всем своим существом. Считаю, что без помощи мудрого духовного пастыря спасающемуся от наркомании не обойтись. Воля его настолько ослаблена, что одному выдержать борьбу с демонами (а такая борьба неизбежна) ему может оказаться не под силу. Кроме того, образ жизни в послушании у духовника постепенно избавляет человека от гордости, и он обретает смирение. Смирение же – бич всех сил злобы, в том числе и демона наркомании.

Жизнь спасающегося должна быть четко регламентирована уставом и заполнена посильным трудом, чередующимся с молитвой. А., к сожалению, не выдержал долго такой жизни, на мой взгляд, потому, что не поставил себя в положение послушника, не подсек в себе корень всех грехов – гордости, не искал Божией любви. Да, мало прибегать к помощи Божией в защите от агрессии темных сил, надо еще и приходить к Богу в жизни по Его заповедям. Эта жизнь ведет к любви Божьей. Любовь же исцеляет от всякого зла.

Я верю, что А. обязательно увидит свет, обязательно обретет в себе любовь Божию – ту единственную гавань, где душа уже не колеблется ничем видимым, где сама мысль о наркотике выглядит чем-то нелепым, лишенным всякого смысла. Да и возможна ли там такая мысль?

Анатолий Тульчинский, врач-психиатр

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu