Труд - путь ко спасению
Было бы бесполезно обсуждать – что из этой программы образования является действительно необходимым, а что – ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков – времен господства язычества.
Вопрос для родителей состоит только в том, нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания). Этот вопрос следует решать строго индивидуально – в зависимости от склонности ребенка.
В общем случае — этого делать не надо, все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, лучше употреблять на дополнение светского образования духовным (изучение Священного Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).
Нужно помнить, что всякое светское дополнение школьного образования будет отнимать время и силы у ребенка и отразится ослаблением его духовного развития, о значении которого для детской души говорить излишне. И не будут ли подобные занятия – светскими науками дополнительные к школьным, теми "заботами житейскими", которыми не следует отягчать свои сердца, по заповеди Самого Господа (Лк. 21, 34)?
Приобретение истинной мудрости не зависит от количества прочитанных книг. Об этом пишет епископ Феофан Затворник: "Пусть считается главным – изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и. в случае столкновения, преимуществуют последние над научностью" ("Путь ко спасению").
Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы и т.д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке данных ему от Бога талантов и искать соответствующих учителей.
Иначе обстоит дело с развитием в ребенке специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях часто пренебрегают.
Нужно приучать детей к труду с самого раннего возраста и приучать их, по возможности, самим обслуживать себя. Воспитывая детей, родители могут постепенно развивать у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся, будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами общества, а может быть, и дадут кусок хлеба в трудные минуты жизни или в тяжелые годины.
Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей шить простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна вместе с тем быть обучена готовить пищу и хорошо разбираться в сортах и качестве продуктов питания.
Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонтера, переплетчика, уметь приобретать Товары и услуги Киев на ВсеСделки.Девочек можно научить художественному шитью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и навыков в области медицины: перевязывать и бинтовать раны, оказывать первую помощь при несчастных случаях и т.п.
Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и садоводства.
Чем глубже знания удается дать детям по каким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальнейшую участь своих чад в практическом отношении. Они везде будут полезны и не будут нуждаться в хлебе насущном.
Николай ПЕСТОВ
← Храни свои мысли и сердце в чистоте | Старый стиль → |
---|