Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля).
|
Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии (494 г.).
В самый день праздника - вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней - вечерам, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении "Честнейшую" произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: "Христос истинный Бог..." (Типикон, послед. 26 марта; К. Никольский, цит. соч., с.566).
|
Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню.
Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.
|
|