Православные храмы

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…
Публикации

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

По благословению Святейшего Алексия II Фонд Андрея Первозванного организовал…

“Не захотел от людей славы, но от Бога”. Киево-Печерские святые в Херсонесе

В Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи…

Троицын день

Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын…

Что означает христианская символика

История христианской символики восходит к глубокой древности. В те времена Церковь была гонимой, ее внутренняя сакральная жизнь была скрыта от посторонних глаз.

Верующие люди выработали систему конспирации, где языком общения между язычниками и христианами являлись аллегории и символы. Образы античного искусства, понятные для простых людей, наполнялись новым содержанием. В них вкладывался вероучительный смысл.

Наиболее интересны археологические находки древнего Рима, где обнаружено множество памятников творчества первых христиан. Прежде всего, это римские катакомбы — система подземных туннелей, где христиане совершали богослужения, прятались от преследований, а порой и хоронили умерших.

На стенах катакомб часто встречается изображение милосердного пастуха, который несет на плечах найденную заблудшую овцу. Это распространенный евангельский образ. Сам Христос свидетельствует о Себе: “Я есмь Пастырь добрый” (Ин. 10, 14) и “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 15, 24). Пастырь, вызволяющий из беды овцу, очевидным образом символизирует Спасителя человеческих душ Господа Иисуса Христа. Виноградная лоза, часто встречающаяся в первохристианских росписях, — это образная форма, соответствующая словам Спасителя: “Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь”, а также “Я есмь лоза, а вы ветви” (Ин. 15, 1, 5). Еще чаще изображается сбор винограда или птицы, клюющие гроздья. Эти образы имели цель указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. Люди, собирающие виноград, или птицы, облепившие дерево, символизируют христиан, причащающихся Тела и Крови Христовых. В Ветхом Завете виноградная лоза, принесенная посланцами Моисея из земли обетованной, была символом благословения богоизбранного народа. В Новом Завете она служит символом рая, уготованного причастникам Таинства Тела и Крови Господа.

Не менее распространен и символ “рыба”. Сам Спаситель, обращаясь к ученикам, многие из которых были рыбаками, употреблял близкие и понятные им образы. Призывая уверовавших рыбаков к апостольскому служению, Христос называл их “ловцами человеков” (Мф. 4, 19; Мк. 1, 17), а Царство Небесное сравнивал с сетью, наполненной рыбой.

Но этот символ был широко распространен в христианстве и по другой причине. Пять букв, из которых состоит греческое слово “рыба” (Icquj), в греческом языке составляют аббревиатуру слов “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Этот образ попадается всюду: в настенных росписях, на саркофагах, в надгробных надписях и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра или стекла первохристиане носили на шее, подобно тому, как в наше время они носят нательные кресты. На рыбках встречается слово “спаси”. Таким образом, первое и основное значение символа “рыба” — это сам Христос.

Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, рисовался корабль на спине рыбы. Христос в окружении христиан нередко изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Такой образ находится в прямом соответствии со словами известного христианского богослова Тертуллиана: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим Icquj, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде”. Так символика рыбы оказывается связанной с символикой воды и Таинством Крещения.

Владимир ДЖУРАСС

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu