Православные храмы

Храм Рождества Христова (на Оболони)

Строительство храма началось в 2006 г. 5 октября 2007 года,…

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…
Публикации

Встречать Рождество по-христиански

Всего несколько дней осталось до 7 января — того дня, когда более двух тысяч…

“Память праведного с похвалами” - преподобный Иосиф Волоцкий

“Устне мужей праведных каплют благодати, уста же нечестивых развращаются”.…

Добром согретое сердце

Каждый человек выбирает свой жизненный путь сам. Но над ним незримо пребывает…

Богослужебные особенности чтения великого канона

По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двупсалмия. После шестопсалмия и великой ектении бывает "Аллилуиа" и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, "Слава, и ныне" - Богородичен, после чего читается первая половина жития преп. Марии Египетской.

Далее псалом 50-й ("Спаси, Боже, люди Твоя..." не произносится), и тотчас начинается пение великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы - по дважды. Припев к тропарям канона: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, "Слава, и ныне" не бывает. Припев к трипеснцам: 1) "Святии Апостоли, молите Бога о нас"; к троичным тропарям: 2) "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе", а к Богородичным: 3) "Пресвятая Богородице, спаси нас".

По катавасии 3-й песни - малая ектения, седален, после которого читается вторая половина жития преп. Марии (в практике чтение жития преп. Марии Египетской бывает так: первая часть - после "Аллилуиа" и троичных тропарей, а вторая - после кафизмы).

По 6-й песни - кондак: "Душе моя..." и икос, и читаются "Блаженны" с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: "Богородицу и Матерь света...". Хор: "Честнейшую...". После 9-й песни и малой ектении читается светилен - Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см.: Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста; "Богослужебные указание на 1958 г.", стр. 87).

Суббота 5-й седмицы называется СУББОТОЙ АКАФИСТА, а сама служба получила название "Похвалы Пресвятой Богородицы". В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 628 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектении; вторая часть - после 17-й кафизмы ("Непорочных") и малой ектении; третья часть - после 3-й песни канона и малой ектении; четвертая часть - после 6-й песни канона и малой ектении.

Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: "Взбранной Воеводе...". На каждое чтение священнослужители входят через царские врата на середину храма (каждение всего храма бывает перед первыми тремя кондаками и перед последними, а на остальных малое каждение. По Типикону акафист положено читать в алтаре, но, по пособию Никольского, его совершают на середине храма (см.: Типикон, с. 435; Никольский, с. 601).

Если случится в этот день праздник Благовещения, то акафист не отменяется. Особенность богослужения будет состоять в том, что после второго выхода и чтения последующих кондаков и икосов священники не возвращаются в алтарь, но остаются на середине храма, и совершается полиелей. Помазание совершается после окончания чтения акафиста, после 6-й песни канона. Если случится праздник 40-ка мученикам, то служба им переносится на воскресенье 5-й недели (см.: Типикон, 9 марта, Маркова глава)).

В конце утрени поется великое славословие.

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (память 1 апреля по старому стилю, умерла в 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu