Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Эта часть предназначена для готовящихся к причащению Св. Таин и получила овсе название от того, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему припев к тропарям канона: «Иисусе Сладчайший, спаси мя».
|
За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1-го сентября. На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.
Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения, преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.
В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени.
Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев (в Греческой Церкви Следованная Псалтирь в числе богослужебных книг не упоминается.
Псалтирь печатается двояким образом: во-первых, с приложением Часослова и других «последований» так называемая «Псалтирь с следованием», «Псалтирь с последованием», «Псалтирь следованная»; во-вторых, только Псалтирь без «последований», на церковном языке называемая «Малою Псалтирью», «Псалтирью келейной».
Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола.
Книга Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий св. ал. Павла и, в некоторых изданиях г) Апокалипсис.
Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.
Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке.
|
|