Православные храмы

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…
Публикации

В ногах правды нет

“Почему в храме  нужно стоять, ведь это тяжело? Вот у католиков сидят, всем…

Православные святыни Крыма

Крым — это место встречи и взаимопроникновения почти всех основных культур…

Особенный ребенок рядом с мамой. Часть 1

В последнее время тема детей-инвалидов все чаще освещается в масс-медиа. Так…

Как должен православный христианин вести себя в храме Божием

Православный христианин должен входить в храм тако и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного: шум, разговоры, а тем более смех при входе в церковь оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога: «Войду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему, в страхе Твоем» (Пс. 5, 8).

Став на обычное место, с благоговением и страхом Божиим помолись: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!» «Без числа согреших, Господи, прости мя!» «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!» «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». ''Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». «Молитвами Святых Отец наших. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» (молитвы с поклонами. Те же молитвы произноси и при выходе из храма.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершения поклона с внутренним благоговением и внешним благообразием, Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон. Крестное знамение должно изображать правильно, с благоговением, не спеша. Церковный Устав требует от нас, чтобы мы все делали в храме Божием не только истово, чинно, но и неторопливо и своевременно. Поклоны следует совершать по окончании каждого краткого прошения, как например: «Господи помилуй», или молитвословия, а не во время его исполнения. «Не вкупе с молитвой», говорится в Типиконе. Перед началом всякого богослужении нужно полагать по три поясных поклона. Затем при всех службах на всяком «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на троекратном «Аллилуия» (на «Слава») и на «Буди имя Господне» полагается по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб надо внимательно вслушиваться в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу, л осенив себя крестным знамением: при возглашениях: «Господи помилуй» или: «Подай Господи», положить поясной поклон. При пении и чтении стихир, стихов и других молитвословий поклон полагается только тогда, когда слова молитвословий побуждают к этому, например; «припадем», «поклонимся», «молимтися» и т.д.

При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон.

На полиелее после каждого величания по одному поклону. Перед чтением Евангелия и по прочтении его (на «Слава Тебе Господи») всегда полагается один поясной поклон.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов «Силою честного и животворящего Креста», при начале чтения Апостола, Евангелия и паремий, при чтении троекратного «Аллилуиа» в середине шестопсалмия нужно осенить себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель произносит: «Мир всем» или возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами», со всеми вами», следует делать поклон, но без крестного знамения; такой же поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся и при отпусте, если таковой совершается без креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует сделать с крестным знамением.

При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонить голову. Прикладываться к св. Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать и не стеснять их; положить два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконе Матери Божией и Святым, следует целовать руку, к иконе Спасителя ноги. Прикладываясь к св. Евангелию, следует произносить про себя молитвы: «Со страхом и любовию приступаю Ти Христе, и верую словесем Твоим». «Христе Боже, помози ми и спаси мя».

Молясь за живых и умерших и называя их по именам, нужно с любовию произносить эти имена, ибо по долгу любви Христианской они требуют от нас сердечного сочувствия и любви. Великая разница между бесчувственные перечнем имен и сердечным поминовением их; одно от другого отстоит, как небо от земли. Надо твердо помнить следующее: если мы будем поминать умерших, то найдутся люди, которые и нас помянут после смерти.

Молиться за усопших следует так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости им согрешения их вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение».

Когда священнослужителем совершается каждение молящихся, на каждение следует ответствовать наклонением головы.

Во время чтения Евангелия, как бы слушая Самого Иисуса Христа, стоять а преклоненною головою.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный псалом: «Помилуй мя Боже», по окончании первой половины «Херувимской» полагается поясной поклон. Во время великого входа при поминовении Святейшего Патриарха и других лиц стоять благоговейно, с приклоненною головою и в конце поминовения при словах: «Вас и всех православных христиан», нужно говорить: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» (при служении епископа; при служении же других священнослужителей говорится: «Священноигуменство, или священномонашество, или священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем»), затем с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа сказать: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем?»

Во время совершения самого таинства Евхаристии следует молиться с особенным вниманием и по окончании песнопения «Тебе поем...» поклониться до земли Телу и Крови Христовой. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо «Бог явися во плоти».

После «Достойно есть» земной поклон. При словах: «И всех и вся» говорить про себя: «Молитвами всех святых Твоих, Господи, прости и помилуй нас».

Во время пения «Достойно есть» или задостойника священник молится о живых и умерших и поминает их по именам, в особенности тех, за которых служится Литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть своих близких живых и умерших.

В начале молитвы Господней «Отче наш...» Устав предписывает изображать на себе крестное знамение.

При открытии Царских врат и явлении Святых Даров (означающем явление Иисуса Христа по воскресении) при возглашении: «Со страхом Божиим и верою приступите» поклон земной.

При последнем явлении Св. Даров (изображается вознесение Иисуса Христа на небо), при словах священника: «Всегда, ныне и присно, я во веки веков», тоже земной поклон.

Приступая к принятию Св. Таив Тела и Крови Христовой, нужно положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно, подходить к Св. Чаше не спеша, благоговейно и со страхом Божиим, громко назвав свое имя. По принятии Св. Тонн лобызать нижний край чаши, как самое ребро Христово, и затем отходить спокойно, и не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость: «Слава Тебе Боже наш. Слава Тебе, Боже!» Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера.

Св. антидор и благословенный хлеб принимать должно благоговейно и при этом целовать подающую руку священника. Антидор раздается присутствующим за Литургией для благословения и освящения души и тела, чтобы те, которые на приобщались Св. Даров, вкусили освященного хлеба. В книгах церковных о нем говорится: «Освящен бо есть, я подобает его не ядущим принимати. А кто и мало ядяше, или пияше, да не приимет антидор».

От Св. Пасхи до дня Св. Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня и во все вообще Господские двунадесятые праздники поклоны земные Святою Церковью совершенно отменяются. Когда в Церкви осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или чашей, то все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами или рукой, или кадят народу, то креститься не должно, а следует только поклониться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос Воскресе», говорят: «Воистину Воскресе». Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим.

Находясь в храме Божьем, помните, что вы находитесь в присутствии Господа Бога, стоите перед лицом Его, перед очами Его, Б присутствии Божией Матери, свв. Ангелов и всех святых: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений, чтений зависит от восприятия их нашим сердцем, умом и чувством. Поэтому нам необходимо понимать все совершающееся в церковном богослужении, проникаться и питаться им. Только тогда за службой церковной каждый согреет свое охладевшее сердце, возбудит заснувшую совесть и оживит иссохшую душу. Все совершая благообразно и по чину церковному, будем в телесах и душах наших прославлять Господа Бога нашего.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu