Литургика
Чин прославления праздникаПосле отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство, певчие поют тропарь и на "Слава, и ныне" - кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения - Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. Подробнее...
|
Великая агиасмаБогоявленская вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой - великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Великое освящение водыВоспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым обрядом великого освещения воды. В навечерие праздника великое освящение воды бывает сразу после заамвонной молитвы, если совершается литургии св. Василия Великого. Сочельник. Вечерня и ее особенностьВечерня в навечерие праздника Богоявления совершается подобно вечерне, которая бывает в навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паремий. Апостола, Евангелия и проч. (см. чин рождественской вечерни). Особенностью вечерни сочельника Богоявления является чтение не 8, а 13 паремий. Великие часыСхема построения великих часов и изобразительных и порядок их отправления те же, что и в навечерие Рождества Христова (см. выше о празднике Рождества Христова). Особенности богослужения в навечерие праздникаВо все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, вечерни с литургией св. Василия Великого, и после литургии - точнее - после заамвонной молитвы, бывает освящение воды. Навечерие БогоявленияКанун праздника, 5 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходна со службой праздника Рождества Христова. Предпразднство Крещения (со 2 по 5 января)Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 12) заповедано: "Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество". Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество. Крещение Господне (6 января) - история праздникаКак было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в "Постановлениях Апостольских", где говорится: "Богоявление праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго" (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). СвяткиДвенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. |