Православные храмы

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Покровская часовня (в Юридическом лицее, на Воздухофлотском проспекте)

Часовня в Юридическом лицее им. Я.Ю.Кондратьева при Киевском…

Публикации

Святая благоверная царица Тамара

Святая Тамара Великая родилась около 1165 г. Она происходила из древней…

Пусть горит наша Свеча милосердия

После Пасхи был завершен первый этап благотворительной акции “Свеча…

Торжество Православ’я - Вшанування ікон

Нині ми святкуємо День Торжества Православ’я. Встановлено це свято у IX ст. і з…

Богослужебные указания

Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Василия, еп. Парийского.
Служба преподобному не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. выше, примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («радощами» — радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких указаний относительно порядка службы в Радоницу.
На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.
Нарочитое поминовение усопших должно быть ограничено совершением панихиды после Литургии, кроме того, по обычаю, совершаются панихиды или заупокойные литии на могилах.
9-й час — по обычаю.

На вечерне — кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Триоди, глас 4-й — 3, и преподобному, глас 8-й — 3. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся…».
Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 2-й: «По востании Твоем, Гос­поди…».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с молебным каноном Пресвятой Богородице (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди (см. в приложении). В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть» и по «Отче наш» — кондак праздника, в течение всей Пятидесятницы (см. Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Триоди праздника (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмос дважды, тропари на 6) и преподобному на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмос канона Минеи.
По 3-й песни — кондак преподобному, глас 2-й; седален преподобному, глас 3-й. «Слава, и ныне» — ипакои Триоди, глас 6-й: «Яко посреде учеников Твоих…».
По 6-й песни — кондак и икос праздника (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…» (дважды). «Слава, и ныне» — ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным…».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
На часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я — 6 (со ирмосом).
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» — кондак преподобному, «И ныне» — кондак праздника (Антипасхи).
В храме Богородицы — тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма. «Слава» — кондак преподобному, «И ныне» — кондак праздника (Антипасхи).
В храме святого — тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма; кондак храма. «Слава» — кондак преподобному, «И ныне» — кондак праздника (Антипасхи).
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника (Антипасхи).
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Пасхи.
После Литургии совершается панихида обычным чином, только начинается она с пения: «Христос Воскресе…» (трижды).

Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Ассийского.
Служба священномученику не имеет праздничного знака и совершается вместе со службой Триоди.

Неделя 2-я по Пасхе, ап. Фомы. Антипасха. Глас 1-й.  Мчч. Терентия, Помпия и иже с ними.
Вся служба праздника (по Триоди), ничего воскресного не поется.

Суббота Светлой седмицы. Мч. Евпсихия.
Поется 9-й час по пасхальному чину.
По окончании 9-го часа начинается великая вечерня. Иерей, облаченный во все священнические одежды, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы — тот же тропарь (трижды). Иерей — стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» и прочее последование пасхального начала, как в начале Литургии. Ектения великая.
На «Господи, воззвах» — стихиры воскресные, глас 8-й — 6. «Слава» — Триоди, глас тот же: «Тя славим, Господи…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».
Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние…», со стихами. Евангелие не читается. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…».
На стиховне поется одна стихира воскресная, глас 8-й: «Возшел еси на Крест Иисусе…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». По исполнении стихир и тропарей: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по установившейся практике, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…», и прочее, как в конце утрени.
Затем иерей возглашает: «Благословен Бог наш…», и поем последование пасхального часа за малое повечерие.

Утреня. Сначала поются пасхальные часы за полунощницу, по отпусте которых предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало — тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая. Канон Пасхи: «Воскресения день…» с Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды) с припевом: «Христос воскресе из мертвых» (см. в понедельник).
По 3-й песни — ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…».
По 6-й песни — кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово видевше…» (трижды) и «Воскрес Иисус от Гроба…» (трижды).
9-ю песнь — см. в понедельник Светлой седмицы.
Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…» (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 8-й — 4, и стихиры Пасхи.
Отпуст пасхальный с Крестом и трисвещником (бывает целование Креста) и часы Пасхи.

На Литургии антифоны Пасхи.
Прокимен, глас 3-й: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?»; стих: «Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?». Апостол, аллилуиарий и Евангелие — дня.
Причастен — Пасхи: «Тело Христово».
По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса. По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее).

Общие замечания к богослужению от Фоминой недели до отдания Пасхи
1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи во всех церковных службах и требах молитва: «Царю Небесный…» заменяется троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…».
2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется перед «Приидите, поклонимся…».
3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.
4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословенно Царство…».
Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз — заканчивая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Хрис­тос воскресе…» все три раза поет хор протяжно, чтобы иерей успел совершить каждение храма.
5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия и полунощницы вместо «Царю Небесный…».
6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Видехом Свет истинный…». Входное: «Приидите, поклонимся… воскресый из мертвых…».
7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».
8) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.
9) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.
10) Службы случившимся святым во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгию, ап. Иоанну Богослову, свт. Николаю, свв. равноапостольным Константину и Елене, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а вычитываются на повечериях вместе с каноном Богородице из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).
11) «Воскресение Христово видевше…» на воскресном бдении поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды.
12) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме праздника Преполовения и его отдания).
13) Во все Недели до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поем.
14) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.
15) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».
16) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».
17) Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.
18) Земные поклоны и стояние на коленях во время богослужений отменяются Уставом до дня Святой Троицы.

О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы, кроме суббот и воскресений
Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святому. Катавасия, если служба с великим славословием, — Пасхи или праздника Триоди, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — канона Минеи.
Следует помнить, что под «праздником» в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование «праздник» ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.

I. На Литургии в седмичные дни полагаются:
1) На Блаженны — песни праздничного канона со ирмосом на 6: в понедельник — 1-я песнь, во вторник — 4-я, в среду — 5-я, в четверг — 7-я, в пятницу — 8-я, в субботу — 9-я.
2) По входе — тропари и кондаки:
а) На Фоминой седмице — тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому (если есть), тропарь другому рядовому святому (если два святых, и оба с тропарями); кондак храма святого, кондак первому рядовому святому. «Слава» — кондак второму рядовому святому, «И ныне» — кондак праздника.
б) В седмицу святых жен-мироносиц — тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», воскресный: «Егда снизшел еси…», праздника: «Мироносицам женам…», тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому (одному или двум); кондак храму святого, кондак рядовому святому. «Слава» — кондак другому рядовому святому (если их два), «И ныне» — кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».
в) В попразднство Преполовения — тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому (одному или двум); кондак храма святого, кондак рядовому святому. «Слава» — кондак другому рядовому святому (если их два), «И ныне» — кондак праздника.
г) Во все остальное время — так же, как в попразднство Преполовения, только вместо тропаря праздника — тропарь воскресный.
Таким образом, тропарь праздника поется всю седмицу. Тропарь и кондак храма Христова, а также кондак храма Богородицы во всю Пятидесятницу не поются.
При одном полиелейном святом во все седмицы — тропарь праздника (или воскресный), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому; кондак храма святого. «Слава» — кондак рядовому святому, «И ныне» — кондак праздника.
При шестеричном и великом святом — тропарь праздника (или воскресный), тропарь великому святому, тропарь шестеричному святому; кондак великому святому. «Слава» — кондак шестеричному святому, «И ныне» — кондак праздника. В этом случае тропарь и кондак храма святого не поются, так как Типикон предполагает бдение.
3) Прокимен праздника (с воскресенья) поется всю седмицу, также и причастен праздника. При святом, которому назначаются Апостол и Евангелие, к праздничным присоединяются прокимен и причастен святому, если есть.
4) Апостол и Евангелие — сначала дня, затем святому (если есть).

II. Стихиры на вечерне и утрене:
1) На «Господи, воззвах» сначала поются стихиры из Триоди — 3, и святому Минеи — 3. «Слава» — святому (если есть), «И ныне» — праздника; если славника святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника.
2) На стиховне — Триоди дня. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. Если славника святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника.
При двух святых, имеющих каждый свои стихиры, на «Господи, воззвах» поем стихиры святым на 6. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. Если славника святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника. Стихиры Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне с праздничными стиховными припевами; «Слава» — святому, если есть, а если нет, то «Слава, и ныне» — праздника. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди, не поются.
Если святой полиелейный, то на «Господи, воззвах» — стихиры Триоди — 3, святому — 5. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. На стиховне — святому. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника.
Если празднуется память двух святых, один из которых поется на 6, а другой великий (имеет поли­елей), то на «Господи, воззвах» поем стихиры на 10: праздника — 3, шестеричному святому — 3, великому святому — 4. «Слава» — великому святому, «И ныне» — праздника. Вход и паримии великому святому — 3. На стиховне стихиры и «Слава» — великому святому, «И ныне» — праздника.
3) На хвалитех, если святой имеет стихиры на хвалитех, поем стихиры Триоди дня — 3 (воскресную, покаянную и мученичен) и Минеи — 3. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника.
4) На стиховне утрени — стихиры Триоди. «Слава» — святому, если есть, «И ныне» — праздника. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника.
5) Если святой полиелейный (или славословный), то на хвалитех стихиры на 6: Триоди — 3 (см. на стиховне утрени) и святому — 3. «Слава» — святому, «И ныне» — Триоди. В данном случае хвалитные стихиры Триоди не поются.

III. Тропари на вечерне и утрене (по Трисвятом):
1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения, при святом, имеющем тропарь, по Трисвятом — тропарь святому. «Слава, и ныне» — праздника. При двух святых — тропарь святому. «Слава» — тропарь второму святому, «И ныне» — праздника. При отсутствии тропаря святому — тропарь праздника (единожды).
2) В седмицу 3-ю (святых жен-мироносиц) — тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…». «Слава» — святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…». Или же — тропарь воскресный: «Егда снизшел еси к смерти…». «Слава» — святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…».
Поскольку при наличии тропаря святому тропари «Благообразный Иосиф…» и воскресный «Егда снизшел еси к смерти…» полагается петь попеременно, можно чередовать их в течение дня: на вечерне — тропарь праздника, на утрене — тропарь воскресный. Если все службы Минеи, приходящиеся на седмичные дни по Неделе мироносиц, содержат тропарь, можно петь в понедельник, среду и пяток один тропарь мироносиц, во вторник, четверг и субботу — другой.
При одном полиелейном святом в седмицу Фомину и в попразднство Преполовения — тропарь святому. «Слава, и ныне» — праздника.
3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю по Пасхе — тропарь воскресный. «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу «Славы».

IV. Тропари на утрене на «Бог Господь»:
1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения — тропарь праздника (дважды). «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. Если нет тропаря святому — тропарь праздника (трижды). На основании общего Устава, при двух святых с тропарями — тропарь праздника (единожды), тропарь первому святому. «Слава» — тропарь другому святому, «И ныне» — праздника.
При одном полиелейном святом Устав указывает следующий порядок тропарей: тропарь праздника (дважды). «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу тропаря святому.
При двух святых — шестеричном и великом: тропарь праздника (единожды), тропарь великому святому (единожды). «Слава» — тропарь шестеричному святому, «И ныне» — праздника.
2) В седмицу жен-мироносиц — тропарь праздника «Благообразный Иосиф…» (единожды), воскресный «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» — святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…». Если нет тропаря святому — «Благообразный Иосиф…» (дважды). «Слава» — «Егда снизшел еси…», «И ныне» — «Мироносицам женам…». На основании общего Устава, при двух святых — «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь первому святому. «Слава» — тропарь другому святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…».
3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю — тропарь воскресный (дважды). «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Если нет тропаря святому: «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный гласа. На основании общего Устава, при двух святых — тропарь воскресный (единожды), тропарь первому святому. «Слава» — другому святому, «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу тропаря второму святому.

V. Каноны:
1) Если святой не имеет праздничного знака — канон праздника Триоди на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), Минеи святому на 4.
По 3-й песни — кондак, икос и седален святому. «Слава, и ныне» — праздника.
По 6-й песни — кондак и икос праздника.
2) Если святой поется на 6 — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4) и святому на 6.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, седален святому (дважды). «Слава, и ныне» — праздника. По 6-й песни — кондак и икос святому.
3) Если в Минее два святых — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4) и святым два канона на 8.
По 3-й и 6-й песни — см. частные указания Типикона в гл. 48.
4) При полиелейном святом — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4) и святому на 8.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, седален святому (дважды). «Слава, и ныне» — праздника. По 6-й песни — кондак и икос святому.
5) При двух святых, один из которых поется на 6, а другой имеет полиелей, — канон праздника со ирмосом на 4 (ирмос по дважды, тропари на 2), рядовому святому на 4 и великому святому на 6; или канон праздника со ирмосом на 4, великому святому на 6 и рядовому святому на 4.
По 3-й песни — кондак рядовому святому и седален его. «Слава» — седален великому святому, «И ныне» — седален праздника.
По 6-й песни — кондак и икос великому святому.
От Недели Святой Пасхи до отдания — катавасия — «Воскресения день». В день Преполовения Пятидесятницы и на отдание — «Море огустил еси…». В Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи — «Спасителю Богу…».

VI. На часах:
1) В седмицу Фомину и попразднство Преполовения — на всех часах тропарь праздника. «Слава» — святому. Кондак праздника. При славословном, полиелейном или бденном святом — кондак праздника и святому чередуются. При двух святых — тропари святым на «Слава» чередуются.
2) В седмицу жен-мироносиц: на 1-м часе: тропарь «Благообразный Иосиф…», на 3-м — «Егда снизшел еси…», на 6-м — «Мироносицам женам…», на 9-м — «Благообразный Иосиф…». На «Слава» — на всех часах тропарь святому (при двух святых — тропари на «Слава» чередуются). Кондак праздника (при славословном, полиелейном или бденном святом — кондаки праздника и святому чередуются).
3) Во все остальное время см. в седмицу Фомину, только вместо тропаря праздника — тропарь воскресный.
О соединении Триоди со службами святым во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Пятидесятницы
I. Стихиры:
1) На «Господи, воззвах»:
а) При службе святому, не имеющей праздничного знака, в пятницу вечером стихиры Триоди (праздника) — 3 и Минеи (святому) — 3. «Слава» — Триоди (или, если есть, святому), «И ныне» — Богородичен воскресный 1-й, т. е. догматик текущего гласа.
б) Если случатся два святых, стихиры Триоди (праздника) — 3 и стихиры одному святому — 3, другому же святому — вечерние стихиры поются на хвалитех.
в) Если случится великий святой, имеющий полиелей, стихиры Триоди (праздника) — 4 и святому — 4. «Слава» — святому, «И ныне» — воскресный догматик текущего гласа.
2) На стиховне неизменно (даже в память великого святого, имеющего полиелей) — стихиры воскресные гласа с воскресными припевами «Господь воцарися…». «Слава» — святому, «И ныне» — всегда праздника.
3) На хвалитех стихиры воскресные из Триоди — 3 и Минеи святому — 3. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника.
4) На стиховне утрени, если нет славословия, стихиры Триоди с припевами их. «Слава» — святому (если есть), «И ныне» — праздника.

II. Тропари:
1) Устав тропарей на вечерне и утрене (по Три­святом) — тот же, что и в седмичные дни. Особенность состоит в том, что в субботу 5-й седмицы на «И ныне» поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святому.
2) Устав тропарей на утрене на «Бог Господь…» — тот же, что и в седмичные дни. На 5-й седмице на «И ныне», как и в седмичные дни, поется Богородичен 1-й по гласу тропаря святому, а Богородичен 1-й текущего гласа прочитывается по седальне 1-й кафизмы. Если нет тропаря святому, то «Слава, и ныне» — Богородичен 1-й текущего гласа.
3) Устав тропарей и кондаков на часах, а также на Литургии по входе — тот же, что и в седмичные дни.

III. Каноны:
1) При святом, служба которому не имеет праздничного знака — канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4), канон храма святого на 4 и Минеи (святому) на 4. В храме Господском или Богородицы — канон Триоди (праздника) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6) и Минеи (святому) на 4. Каноны храма Христова и Богородице в субботы всей Пятидесятницы не поются, кроме субботы перед Пятидесятницей, в которую творится память об усопших.
2) При святом шестеричном — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4) и святому на 6. Канон храма не поется.
3) При двух святых — канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святым оба канона на 8.
По 3-й песни — кондак и седален святому. «Слава, и ныне» — седален Триоди (праздника).
По 6-й песни — кондак и икос праздника.
4) При великом святом, имеющем полиелей — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4) и святому на 8.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, седален святому (дважды). «Слава, и ныне» — седален Триоди.
По 6-й песни — кондак и икос святому.
Кроме того, как в седмичные, так и в субботние дни после чтения обычных кафизм произносятся малые ектении, ради попразднства. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. После хвалитных стихир не читается «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (потому что на «Слава» и на «И ныне» были пропеты стихиры), но сразу — «Слава Тебе, показавшему нам свет», и вседневное славословие.

Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Aпп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними.
К Пасхальной службе присоединяется служба Пре­святой Богородице ради Ее Живоносного Источника. Стихиры и канон из Триоди Цветной, там же дан и порядок соединения их с песнопениями воскресными и Пасхи.

Четверг Светлой седмицы. Свт. Георгия, еп. Мелитинского.

Среда Светлой седмицы. Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского.

Вторник Светлой седмицы. Мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua