Православные храмы

Храм Казанской иконы Божией Матери (при Национальном центре радиационной медицины)

В 2010 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…

Публикации

Пасхальное Чудо

Мы все, наверное, помним выражение: Бога не может вместить целый мир, но в то…

Святитель Макарий — собиратель духовных сокровищ Руси

Митрополит Макарий, по выражению известного историка Е. Е. Голубинского,…

Успіння Пресвятої Богородиці

Кончину Божої Матері Свята Церква називає "Успінням", а не смертю, тому що…

Богослужебные указания

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Прп. Иакова.
Богослужение совершается по Октоиху и Триоди (служба прп. Иакову переносится на повечерие 20 марта).

Суббота 3-й седмицы. Прпп. отцев, в обители прп. Саввы убиенных.
Вся служба по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста (см. 13 марта).

Пятница 3-й седмицы. Мчч. Хрисанфа и Дарии.
На великом повечерии читается канон Богородице и прп. Иоанну, ученику прп. Григория Декаполита (с 18 апреля).

Четверг 3-й седмицы. Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского.

Среда 3-й седмицы. Прп. Алексия, человека Божия.

Вторник 3-й седмицы. Мчч. Савина и Папы.

Понедельник 3-й седмицы. Мч. Агапия и с ним шести мучеников.
9-й час — по обычаю.
Вечерня

ОБРАЗЕЦ СОВЕРШЕНИЯ ВЕЧЕРНИ С ПАССИЕЙ

Примечание. В современной богослужебной практике Украинской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели — свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников или же храмовый праздник) чинопоследование пассии.
Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После «Свете Тихий…» бывает вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на Горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне» поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося…». Во время пения этой стихиры отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. (На архиерейской службе: открываются Царские врата, у врат — иподиаконы с дикирием и трикирием, с рипидами; выходит свещеносец с примикирием, два диакона с диаконскими свечами, затем два старших священника несут Евангелие, за Евангелием шествует архиерей, за ним прочие священники по старшинству.) Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма.
Иногда затем следует акафист Страстям Христовым или Кресту Господню, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося…». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе совершается малое каждение. (При архиерейском служении во время чтения акафиста рипидчики, а также иподиаконы с дикирием и трикирием стоят у Креста; если же архиерей сам читает акафист и Евангелие, то дикирий и трикирий приближаются к архиерею).
Далее следует прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».
Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом: на 1-й пассии — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62.
По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15-й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе…».
Когда пение закончится, на солее (Царские врата остаются открытыми) произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже…», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей (или архиерей) коленопреклоненно читает молитву. Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно.
Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. (При архиерейском служении два старших священника несут Евангелие и возлагают его на престол. Архиерей с амвона благословляет народ, потом священнослужителей в алтаре.) Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются.
Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства.
По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.
Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава» — «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…» с поклоном, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину.
Отпуст обычный.
Примечание. Подробное изложение порядка бого­служения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 1 марта.

Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 2-й (две — из стихир на стиховне вечера, две другие — из стиховных утрени), Триоди, глас 8-й — 3, и мученикам, глас тот же — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати Лица Твоего…», со стихами.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 1 марта).
На малом повечерии в воскресенье вечером канон Богородице не читается, так как накануне было всенощное бдение. Читается канон свт. Мартину исп., папе Римскому (с 14 апреля).

На утрене «Аллилуиа», глас 2-й, с припевами понедельника.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
После 1-й кафизмы — седальны Октоиха без мученична, который будет прочитан после 6-й песни канона, т. к. кондак в службе мученикам отсутствует.
После 2-й и 3-й кафизм — седальны Триоди. Псалом 50-й.
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни: Минеи на 6 (с ирмосом) и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Минеи на 4.
Библейские песни: «Господеви поем…».
Примечание. Порядок чтения библейских песен см. 1 марта.
Катавасия — 1-я, 8-я и 9-я песни — ирмосы второго трипеснца; 3-я и 6-я песнь — ирмосы Минеи.
По 3-й песни — седален мученикам, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — мученичен Триоди.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светильны Триоди.
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Окончание великопостной утрени обычное.
На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я; на 9-м часе — кафизма 9-я.
На изобразительных:
В храме Господском — кондак храма, кондак дня. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы — кондак дня. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дня, кондак храма. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

На вечерне — кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Триоди, глас 1-й и глас 3-й — 3 и мученикам, глас 8-й (с 16 марта) — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Входа нет. «Свете Тихий…». Паримии Триоди — 2.
На стиховне стихиры: самогласен Триоди (дважды) и мученичен, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Окончание великопостной вечерни обычное.

Неделя 2-я Великого поста. Глас 2-й. Свт. Григория Паламы. Собор всех прпп. Киево-Печерских. Прп. Венедикта.
(А) В Неделю 2-ю Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, поются песнопения Октоиха и Триоди. Минея не поется (служба прп. Венедикту переносится на великое повечерие 13 марта).
(Б) По благословению настоятеля можно совершить полиелейную службу Собору преподобных отцев Киево-Печерских (см. «Указания к богослужениям». 2010. Приложение. С. 413) с воскресной службой Октоиха и Триоди (порядок соединения см.: 5 Маркова, 48 главы Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится обретение честныя главы Предтечевы в Неделю 2-ю постов»). В таком случае службы свт. Григорию Паламе и прп. Венедикту переносятся на повечерие 13 марта.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua