По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от наших уст, от нас смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.
|
Во время пения 3-го антифона, или Блаженн (если день воскресный или праздничный), отверзаются царские врата. Священник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон - престол.
Начало литургии оглашенных. Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны.
Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы подучила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер.
После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.
По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма (стт. 6-12) умывают себе руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие: "Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи..."
На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть, предсказанные преобразовательно ветхозаветными пророками.
«Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – Небесной и земной».
Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: "Благослови, владыко, стихарь со орарем".
|
|