Православные храмы

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…
naekvatoreir
Поиск Недвижимости в г. Иркутск. Аренда, Продажа Недвижимости
naekvatoreir.ru

Публикации

О христианском целомудрии

Супружество Бог установил по двум причинам: для рождения детей (Быт. 1, 28) и…

Богохранимая обитель. О Киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре

Святые отцы называют монастыри островами. Если вы хоть раз побывали в Киевском…

Церковные каноны и традиции в современном мире

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов, изобразительных и вечерней, с которой непосредственно соединяется, и состоит из священнодействий и молитв

: 1) вечерних, так как в древности причащались вечером, а в св. Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи; 2) молитв, возносимых на литургии, кроме молитв освящения Даров, так как Дары уже освещены; 3) некоторых особенных молитв, ектений и песнопений (как, например, песнь "Ныне силы небесныя" (в Александрийской хронике под 615 годом находим известие о введении в литургию Преждеосвященных Даров пения "Ныне силы небесныя" при патриархе Константинопольском Сергии), молитвы и ектений об оглашенных, о просвещаемых или готовящихся ко св. Крещению, о верных пред причащением Св. Даров и молитва заамвонная).

На 9-м часе, во время молитвы: "Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...",иерей с диаконом совершают перед царскими вратами входные молитвы - так же, как перед обычной литургией - и прикладываются к иконам Спасители и Божией Матери при чтении молитв: "Пречистому Твоему образу..." и "Милосердия сущи...". Молитва: "Господи, ниспосли руку Твою..." - не читается. При входе в алтарь - молитва: "Вниду в дом Твой...".

Молитвы на облачение священнических одежд не читаются: иерей лишь благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней крест и произносит тихо: "Господу помолимся".

При пении "Блаженных" отверзается завеса от царских врат. После молитвы "Всесвятая Троице..." иерей выходит на солею и возглашает (при закрытых царских вратах): "Премудрость". Хор: "Достойно есть...". Иерей: "Пресвятая Богородице...". Хор: "Честнейшую...". Иерей: Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды), благослови".

Иерей творит отпуст: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, силою честнаго и Животворящаго Креста (святых храма, дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви, М., 1902, стр. 515-516. См. также: Служба на каждый день первой седмицы святой Четыредесятницы (среда), стр. 40).

Певцы медленно поют (трижды) "Господи, помилуй", чтобы пауза перед началом литургии была меньше.

Служащий иерей с диаконом совершают три поклона перед св. Престолом и молятся: 1) "Боже, милостив буди мне грешному", 2) "Боже, очисти грехи моя и помилуй мя", 3) "Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя". Затем прикладываются к Престолу. Диакон испрашивает благословение у иерея, исходит северными дверями на солею (но если служит архиерей, то после отпуста священнослужители выходят на середину храма: архиерей - через царские врата, а духовенство - боковыми. Помолившись: "Боже, милостив буди мне грешному", первенствующий священник и диакон берут благословение у архиерея, затем священник идет в алтарь, а диакон - на амвон. Открываются царские врата, священник молится, целует Престол и вместе с диаконам кланяются архиерею. Диакон возглашает: "Благослови, владыко". Священник, взяв Евангелие и начертывая им крест над антиминсом, произносит возглас: "Благословенно Царство...". Положив Евангелие на свое место, священник крестится, целует Престол и снова кланяется архиерею; царские врата закрываются. Архиерей читает "Приидите, поклонимся..." (3) и 103-й псалом. В церковной практике после возгласа мирной ектении все священнослужители уходят в алтарь боковыми дверями. На всех ектениях при архиерейской службе царские врата открываются) и, помолившись? возглашает: "Благослови, владыко". Иерей, стоя перед Престолом и изображая Крест Евангелием, возглашает: "Благословенно Царство...". Певцы: "Аминь". Чтец: "Приидите, поклонимся..." (трижды) и 103-й псалом. В это время священник читает (с откровенною главою") перед царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: "Немолчными песньми...", так как первые три прочитываются после, на ектениях.

По прочтении 103-го псалма диакон произносит великую ектению. Хор поет: "Господи, помилуй" постовым распевом. Сразу после возгласа священника - 18-я кафизма. Особенность ее на вечерни перед литургией Преждеосвященных Даров состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы положена малая ектения. Во время чтения первого антифона иерей переставляет на южную сторону Престола Евангелие, лежащее на св. Антиминсе, раскрывает Антиминс и поставляет на него Дискос, открывает Дарохранительницу и, совершив с диаконом диаконом поклонение (два земных поклона), полагает с благоговением Преждеосвященный Св. Агнец на Дискос и делает еще один земной поклон. Диакон произносит малую ектению. Иерей тайно читает молитву (1-ю светильничную) 1-го антифона. После малой ектении, по первом антифоне - возглас иерея: "Яко Твоя держава...". Чтец - второй антифон. Иерей с кадилом, диакон со свечой совершают каждение три раза вокруг Престола. Далее диакон - малую ектению. Иерей читает тайно молитву (2-ю светильничную) 2-го антифона. Возглас: "Яко благ и Человеколюбец...". Чтец - третий антифон. Иерей, сотворив три земных поклона перед Св. Дарами, полагает Дискос на главу и, в предшествии диакона со свечой в левой руке в кадилом в правой, переносит Дискос с лежащим на нем Св. Агнцем на жертвенник, идя по правую сторону Престола, через Горнее место. В это время молящиеся падают ниц. Поставив Дискос на жертвенник, иерей вливает в Чашу вино с водой, кадит звездицу, ставит ее на Дискос, кадит затем малые покровцы, покрывает ими, как обычно, и Дискос, и Чашу; потом, окадив "воздух", покрывает им Дискос и Чашу вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. Если есть диакон, то при совершении каждого из указанных действий он произносит тихо: "Господу помолимся. Господи, помилуй". Иерей, окадив (трижды) покрытые им Св. Дары, произносит: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". Затем он ставит возженную свечу перед Святыми Дарами и, сотворив поклон, идет к Престолу, складывает Антиминс и снова полагает на него Евангелие. Диакон произносит по 3-м антифоне малую ектению.

Иерей читает тайно молитву (3-ю светильничную) 3-го антифона. Возглас: "Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем...". Хор: "Господи, воззвах...." и стихиры на 10: Триоди - 6 и Минеи - 4.

Во время пения стихир совершается обычное каждение. На "Слава, и ныне" - Богородичен из Минеи. Вход с кадилом (когда служит архиерей или случится праздник: Обретения главы св. Иоанна Крестителя, 40 мучеников или храмовой (кроме 1-й седмицы Великого поста, так как служба им в это время переносится или на Неделю сыропустную или на субботу, когда совершается память вмч. Феодора Тирона), тогда бывает вход с Евангелием).

Диакон: "Премудрость, прости". Хор: "Свете тихий...". Диакон: "Вонмем". Иерей (на Горнем месте): "Мир всем". Чтец: "И духом твоему". Диакон: "Премудрость. Вонмем". Чтец: "Прокимен, глас...". Диакон: "Премудрость". Чтец: "Бытия чтение". Диакон: "Вонмем". Чтец читает паремию. Царские врата закрываются. По окончании паремии царские врата отверзаются. Диакон: "Вонмем". Чтец: "Прокимен, глас...". После пения прокимна диакон возглашает: "Повелите". Иерей, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой (если служит архиерей, то он берет трикирий), стоя лицом к Престолу, начертывает ими знак Креста и произносит: "Премудрость, прости". После этого, обратясь на запад к народу, произносят: "Свет Христов просвещает всех". Молящиеся падают ниц. Царские врата закрываются. Иерей отходит на горнее место. Чтец: "Притчей чтение". Диакон: "Вонмем".

По окончании паремии отверзаются царские врата. Иерей - тихо чтецу: "Мир ти". Чтец тихо отвечает: "И духови твоему". Диакон: "Премудрость". И поются стихи 140-го псалма (По словам св. Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера -не потому только, что в нем упоминается о жертве вечерней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов, в поэтому в дни поста и покаяния положено для усугубления молитв петь этот псалом дважды и с коленопреклонением (см.: Прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава, стр. 416). Эти стихи псалма начали петь на литургии Преждеосвященных Даров при Константинопольском патриархе Сергии (в 612 г.)):

"Да исправится молитва моя...",

"Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...",

"Положи, Господи, хранение...",

"Не уклони сердце мое...".

После каждого стиха хор поет: "Да исправится молитва моя...". Молящиеся опускаются на колени. Иерей стоит перед Престолом в головном уборе и кадит. Во время пения: "Не уклони сердце мое..." иерей переходит к жертвеннику и кадит Св. Дары. Перед пением в последний раз стиха: "Да исправится молитва моя..." иерей отдает кадило диакону, который продолжает каждение перед жертвенником, и, сняв головной убор, преклоняет колени перед св. Престолом. Когда чтец (или певцы) пропоют последний раз слова: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою", все встают, а хор допевает остальные слова этого стиха: "Воздеяние руку моею жертва вечерняя".

Иерей, стоя перед Престолом, произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля, 9 марта, и в день храмового праздника) (в первые три дня Страстной седмицы читается только Евангелие). Если же нет Апостола в и Евангелия, то диакон выходит на солею и произносит сугубую ектению: "Рцем вси...". В это время убирается на горнее место Престола Евангелие и развертывается Антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрывается (см.: Служебник и Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектения произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектения об оглашенных и возглас: "По Дару Христа...". На пение: "Ныне силы небесные..." открываются царские врата. Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед Престолом, воздевает руки горе и трижды молится: "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится".

Диакон доканчивает: "Верой и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа" (трижды). После этого все сразу прикладываются к Престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: "Боже, милостив буди ми грешному", затем священник кадит (три раза) Св. Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой Дискос и поставляет его себе на главу, а в левой рукой берет св. Чашу и переносит Св. Дары с жертвенника на св. Престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой - кадило, и кадит им часто (если служит архиерей, то Дискос со Св. Агнцем он дает старшему священнику, который перед этим становится на оба колена (так же это он делает и перед царскими вратами), а Чаша дается другому священнику, но с Чашей он не становится на колени и перед ней архиерей не совершает каждения, но священник вносит ее в алтарь и отдает архиерею). При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: "Верою и любовию приступим...". Молящиеся поднимаются, хор поет: "Верою и любовию приступим , да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)". По поставлении Св. Даров на Престоле иерей снимает покровцы с Дискоса и с Чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его (Неаполитанский, стр. 64) и читает молитву: "Господи и Владыко живота моего..." с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину (это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная). Диакон выходит на солею и произносит ектению "Исполним вечернюю молитву нашу...". В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять св. Дары. Эта молитва приписывается св. Афанасию Великому.

По окончании ектении - возглас: "И сподоби нас, Владыко...". Хор: "Отче Наш...". Иерей: "Яко Твое есть Царство...". Хор: "Аминь". Иерей: "Мир всем". Хор: "И духови твоему". Диакон: "Главы наша Господеви приклоним". Хор: "Тебе, Господи". Иерей: "Благодатию, и щедротами, и человеколюбием...". Хор: "Аминь" - протяжно, потому что в это время иерей в алтаре, а диакон на солее трижды покланяется с молитвой: "Боже, очисти мя, грешнаго". Закрывается до конца завеса царских врат. Диакон: "Вонмем". Иерей, вложив правую руку под воздух и благоговейно прикасаясь к Св. Агнцу, возглашает: "Преждеосвященная Святая святым". Хор: "Един свят..." и запричастный стих: "Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды)" (если читались Апостол и Евангелие праздника святого, то поется и причастен праздника).

Иерей снимает "воздух" и звездицу, раздробляет Св. Агнец, как на полной литургии, и влагает частицу "ИС" в Потир, не произнося никаких слов. Теплота вливается в Потир тоже в молчании. Затем иерей и диакон причащается по чину, указанному в службе литургии Преждеосвященных Даров (особенность причащения: если литургия совершается священником с диаконом, то диакон, приняв частицу Св. Тайн, не пьет от Чаши и не вкушает антидора до потребления Св. Даров; так же поступает и священник, если служит без диакона).

По открытии царских врат диакон с благоговением приемлет из рук иерея св. Чашу и, обращаясь к народу, возглашает: "Со страхом Божиим и верою приступите". Все делают поклон, хор поет: "Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих". После причащения верующих иерей возглашает: "Спаси, Боже, люди Твоя...". Хор: "Хлеб Небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь, Аллилуиа (трижды)". После слов: "Благословен Бог наш...", которые иерей произносит тайно, начертывая Чашей крест над Антиминсом, он поворачивается с Чашей лицом к народу и возглашает: "Всегда, ныне и присно...". Хор: "Да исполнятся уста наша...". Диакон произносит ектению: "Прости приимше..."; священник складывает антиминс, и бывает заамвонная молитва: "Владыко Вседержители, Иже всю тварь премудростию соделавый..." (эта молитва читалась в Александрийской Церкви на литургии св. Василия Великого в Великом посту и уже позднее была усвоена литургии Преждеосвященных Даров (см. Руководство для сельских пастырей, 1897, №№ 10, 11, 12)). Хор поет: "Буди имя Господне..." (трижды), и читается 33-й псалом: "Благословлю Господа на всякое время...". После чтения псалма иерей произносит: "Благословение Господне на вас...". Хор: "Аминь". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне" - "Господи, помилуй" (трижды) - "благослови". И в конце - отпуст: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере (затем поминается святой дня седмицы. Например, в среду после литургии - святые четверга: "святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийский чудотворца", и это потому, что совершалась вечерня последующего дня. Далее поминаются: храмовой святой и дневные святые по календарю, потом святой следующего дня - по календарю), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ И Человеколюбец" (Типикон, последование 24 февраля: "аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмицы Великого поста" (срав.: К. Никольский. Пособие по Уставу, стр. 490-491; В. Розанов. Богослужебный устав..., стр. 515, 525, 540, 554). Но если по какому-либо случаю в день Обретения главы Иоанна Предтечи или 40 мучеников не бывает литургии Преждеосвященных Даров, а будут отслужены только часы с вечерней, то на отпусте вечерни не поминается святой настоящего дня, т.е. св. Иоанн Предтеча, или 40 мучеников, так как поминовение их заканчивается на часах, но следует на отпусте поминать только святых следующего дня (см.: Типикон, последование 24 февраля и 9 марта; срав. В. Розанов. Цит. соч., стр. 554; К. Никольский. Цит. соч., стр. 491). Певцы поют обычное многолетие. Великое повечерие — по чину понедельника.

Примечание. Учащимся необходимо обратить внимание и сравнить окончание в Великом посту вечерни в воскресенье вечером, вседневной великопостной вечерни и изобразительных, когда нет литургии Преждеосвященных Даров и когда литургия совершается.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me