18 Январь 2022
18 января 2022 года, в день Навечерия Богоявления, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Предстоятелю сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, архиепископ Бучанский Пантелеимон, епископ Барышевский Виктор, епископ Ирпенский Лавр, епископ Бородянский Марк и духовенство обители в священном сане.
После чтения святого Евангелия Блаженнейший владыка обратился к пастве со словом проповеди. Архипастырь объяснил верующим, что такое плоды покаяния, творить которые призвал святой Иоанн Предтеча, крестя людей в Иордане. Также Предстоятель дал указания об употреблении святой воды.
За Литургией преподнесли сугубо покаянные молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о выздоровлении больных и врачей.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил иерейскую хиротонию диакона Андрея Овчарова, клирика храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Подольского благочиния Киева.
После заамвонной молитвы Блаженнейший владыка совершил в храме чин великого освящения воды и окропил всех присутствующих великой агиасмой под пение тропаря праздника Богоявления. После отпуска по традиции священнослужители спели кондак праздника.
Затем архипастырь поздравил паству с грядущим праздником Богоявления и благословил всех.
В этот день совершаются отдельно великие (царские) часы вечера Богоявления и изобразительные. Затем совершается великая вечерняя, которая переходит в Литургию святителя Василия Великого. Последняя составляющая праздничного богослужения – чин великого освящения воды.
В сочельник, после Литургии, во всех храмах совершается Великое освящение воды. Водосвятие называется Великим из-за особого торжества обряда, насквозь проникнутого воспоминанием евангельских событий, ставших не только прообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется большой агиасмой (с древнегреческого – святыня). Под влиянием Иерусалимского устава, с 11 – 12 века водосвятие совершается два раза – и в сочельник, и непосредственно в день праздника Богоявления. Освящение в два дня проходит одинаковым образом, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.