Православные храмы

Храм равноапостольной Марии Магдалины (у Золотых ворот)

В Киеве существовало 3 храма в честь св. Марии Магдалины: на Шулявке…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Публикации

Светильник земли Румынской. Святой Пахомий, владыка Романский

Известный румынский историк Николай Йорга утверждает, что святой Пахомий был…

Ко дню памяти святителя Петра Могилы. “Могилянские чтения–2008”

С 4 по 5 декабря в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике…

Раскол в Болгарской Православной Церкви и Всеправославный собор в Софии

В начале октября исполнилось десять лет со времени проведения в Софии…

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.

На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия и пения "Воскресение Христово видевшее..." и чтения 50-го псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На "Слава": "Покаяния отверзи ми двери..." (вместо: "Молитвами апостолов..."). На "И ныне": "На спасения стези..." (вместо: "Молитвами Богородицы...").

Затем: "Помилуй мя, Боже..." и "Множество содеянных мною лютых...".

В основу первого тропаря - "Покаяния отверзи ми двери..." - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - "На спасения стези..." - положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: "Множество содеянных мною лютых..." - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде).

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на "Слава, и ныне"), так как на хвалитех на "Слава" поется стихира Триоди - вместо евангельской стихиры (Типикон. Подготовительные недели ко святой Четыредесятнице, л. 333).

На литургии - прокимен гласа. Апостол - Тим., зач. 296, Евангелие от Луки, зач. 89.

Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности.

1. Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропа-рей.

2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.

3. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.

4. Отменение поста в среду и пятницу - "сплошная", или "всеядная" седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея.

5. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно - воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и 6-й недели), т.е. в эти недели поются кондаки.

В неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской) и на литургии этот кондак святому следует петь на "Слава", а на "И ныне" поется кондак храма - если храм Спасов или Богородицы, или кондак "Предстательство христиан непостыдное" - если храм святого (см.: Типикон. Подготовительные недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав.: архиеп. Антоний, Постная и Цветная Триодь, Богослужебная заметка. - Русский инок. 1914, № 7, стр. 416; В. Розанов. Богослужебный устав 1902 г., с. 420-429).

От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", и только в недели Православия и Крестопоклонную припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет (по субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом - святого (Типикон, Последование службы Недели о мытаре и фарисее)).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me