Понятие о Триоди Постной
Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в обшей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.
Свое название "Триодь" (по-гречески - "Триодион", т.е. трипеснец - от слов - "трио" - три и "оди" - песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев.
Своим распространением в употреблением Триодь, как указывает санаксарий в Неделю о мытаре в фарисее, обязана св. Косме Маюмскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св. Андрею Критскому, которому принадлежат трипеснцы на повечериях недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой неделе Великого поста.
В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась ТРИОДЬ, заключающая в себе около 160 служб - больших и малых.
В ХIV веке Триодь Постная была дополнена санаксариями, составленными Никифором Каллистом.
← Подготовительные недели Великого поста | Древность поста и его значение → |
---|