Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава
Устав чтения кафизм и пения непорочных и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительны 2 периода - летний и зимний, разделяющиеся между собой праздником Воздвижения.
По Уставу положено в летний период - от недели Фоминой до отдания Воздвижения (включительно) - во все дни седмицы на утрени читать по две рядовых кафизмы и на вечерни - одну рядовую.
На воскресной утрени читаются две кафизмы и вместо полиелея поются НЕПОРОЧНЫ, т.е. 17-я кафизма (за исключением недели Фоминой, Пятидесятницы и дней, в которые положено совершать бдение или полиелей).
Второй большой период - зимний - начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября) до субботы перед Неделей о блудном сыне (в него не входит время от предпразднства Рождества Христова - 20 декабря - до отдания Богоявления - 14 января).
Этот период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерни - 18-й кафизмы, а на воскресной утрени - пением вместо непорочных (т.е. 17-й кафизмы) ПОЛИЕЛЕЯ, т.е. "Хвалите имя Господне..." (Типикон, гл. 17).
Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января чтение кафизм и пение в воскресение непорочных (17 кафизмы) совершается по тому же Уставу, что и в летний период (о чтении кафизм в период подготовительных недель к св. Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Страстной седмицы будет сказано в своем месте - при рассмотрении служб Четыредесятницы).
Для большей наглядности изобразим это в виде таблицы.
← Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды (цифрами обозначены рядовые кафизмы) | Вынос Креста → |
---|