Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы

Престольный праздник: день памяти великомученицы Анастасии…

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…
Публикации

“Не захотел от людей славы, но от Бога”. Киево-Печерские святые в Херсонесе

В Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи…

Выбор жениха и невесты

Приятно и радостно смотреть на семью, в которой царствуют любовь и мир, в…

Автор кондаков и покровитель певчих. 14 октября — день памяти прп. Романа Сладкопевца

На иконе, посвященной одному из самых почитаемых на Руси праздников — Покрова…

Вынос Креста

Во время великого славословил священник в полном облачении совершает с диаконом каждение (трижды) вокруг св. Престола, на котором лежит св. Крест.

По окончании великого славословил священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед Престолом и во время пения особым напевом последнего "Святый Боже..." поднимает Крест на главу (в это время царские врата бывают открытыми). Через горнее место он выходит из алтаря северными дверями с идущим впереди его диаконом (с кадилом) (против солнца).

Обойдя с Крестом внутреннюю часть храма, священник подходит к царским вратам и произносит возглас: "Премудрость, прости". Хор поет (трижды): "Спаси, Господи, люди Твоя...".

Крест обычно выносится на середину храма и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): "Кресту Твоему покланяемся, Владыко..." (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря. То же поет и хор.

После этого, при пении стихир праздника, молящимися совершается поклонение Кресту и целование его.

Затем диакон произносит сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже...", и далее все совершается по обычаю.

Чин Воздвижения Креста (см.: "Богослужебные указания" на 1950 г.).

Этот чин совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея.

После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед св. Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели место (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение.

Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси".

Хор поет: "Господи, помилуй" (100 раз).

В начале пения "Господи, помилуй" настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины "сотницы" медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, "на пядь до земли". По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины "сотницы" настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью хор переходит на более высокие и сильные звуки и заканчивает громким и торжественным "Господи, помилуй".

При пении "Господи, помилуй" в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток (при соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа).

После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и, стоя перед Крестом, возглашает: "Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси".

Хор - "Господи, помилуй" (100 раз).

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение - лицом на юг. Диакон возглашает: "Еще молимся о стране нашей, властях и воинстве ея. Рцем вси".

Хор - "Господи, помилуй" (100 раз).

Четвертое воздвижение - лицом на север. Диакон возглашает: "Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси".

Пятое воздвижение - опять лицом к востоку. Диакон возглашает: "Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравий, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси".

После пятого воздвижения Креста Господня поется "Слава, и ныне" и кондак: "Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу".

При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется "Кресту Твоему..." (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину.

Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается и произносится сразу просительная: "Исполним утреннюю молитву нашу". Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту произносятся обе ектении - сугубая и просительная.

На литургии - антифоны праздника. Входный стих: "Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть". Сразу после входного стиха - тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого - "Кресту Твоему покланяемся, Владыко..." (поется только в день праздника). Прокимен, гл. 7: "Возносите Господа Бога...". Апостол (Кор., зач. 125), Евангелие от Иоанна, зач. 60. Задостойник: припев: "Величай, душе моя, пречестный Крест Господень" и ирмос: "Таин еси, Богородице, рай...". Причастен: "Знаменам на нас свет лица Твоего, Господи".

Праздник Воздвижения - единственный Господский праздник, который не имеет в служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: "Воскресый из мертвых Христос...", так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию воскресения Христова (пение тропаря: "Воскресение Христово видевше..." на утрени и др.).

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пяток (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, послед. 14 сентября и гл. 33).

В попразднство на литургии после входа поется: "Приидите, поклонимся..." с праздничным окончанием: "Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа".

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле (см.: Типикон, послед. 2 августа).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu