Православные храмы

Храм преподобного Серафима Саровского в Пуще-Водице

Вопрос о строительстве церкви для Пущи-Водицы встал вскоре после…

Храм святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…
Публикации

Святой Серафим Саровский

Божественная литургия и праздничный молебен были совершены в день празднования…

Почитание святой великомученицы Варвары

Прошло 1700 лет со дня мученической кончины 12-летней девочки — святой…

Церковь святой Византии. История Константинопольской Православной Церкви

Вся история христианского просвещения Руси была неразрывно связана с…

Особенности всенощного бдения

На великой вечерни поется прокимен дня или великий прокимен. Великий прокимен "Бог наш на небеси и на земли..." поется на великой вечерне, т.е. в пятницу вечером, в том случае, если праздник совпадет с субботой. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный великий прокимен: "Господь воцарися..." (см.: Богослужебные указания на 1950 г.).

Когда же праздник случается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то на великой вечерне под праздник поется прокимен дня, а великий прокимен поется на вечерне в сам дань праздника.

Паремии:

1-я - Исход, гл. 24 (Моисей получил от Бога скрижали);

2-я - Исход, гл. 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицом к лицу);

3-я - 3 книга Царств, гл. 19 (Илия шел до горы Хорив 40 дней).

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника, гл. 7: "Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (т.е. насколько они могли принять ее, видеть). Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе".

На утрени по полиелее поется величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение".

После малой ектении - седален праздника. Степенна -1-й антифон, 4 глава. Прокимен: "Фавор и Ермон...", Евангелие - Лк., зач. 45. Псалом 50. "Слава: Всяческая днесь оадости исполнишася: Христос преобразися пред ученики", "И ныне" - то же. "Помилуй мя, Боже..." и стихира, глас 5-й: "Божества Твоего, Спасе...".

Канонов два - св. Космы Маюмского и св. Иоанна Дамаскина.

Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия: "Крест начертав..." По 3-й песни - седален. По 6-й песни кондак: "На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние" и икос. На 9-й песни "Честнейшую" не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни.

Припев: "Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа", имеется только один для обоих канонов.

Ирмос 9-й песни: "Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (из Твоего чрева) пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем". Указанный припев поется к каждому тропарю 9-й песни.

В конце утрени - отпуст праздника: "Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш...".

На литургии - антифоны праздника.

Входный стих: "Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою".

Вместо "Достойно" - Задостойник: "Рождество Твое нетленно явися" с припевом: "Величай, душе моя..." (до отдания праздника).

Прокимен, гл. 4: "Яко возвеличишася дела Твоя, Господи...". Апостол - Петр., зач. 65. Евангелие - Мф., зач. 70. Причастен праздника: "Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки".

В ПОПРАЗДНСТВО на литургии после малого входа поется "Приидите, поклонимся" с праздничным припевом в конце: "Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа".

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается ОСВЕЩЕНИЕ ПЛОДОВ.

Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (сравн. 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград - приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над "гроздием".

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - "На освящение начаток овощей" (и плодов).

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu