Православные храмы

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…

Никольский собор Покровского монастыря

Крупнейший по размерам храм Киева, сооруженный в 1896—1911 гг.…
Публикации

Икона Божией Матери Киккотисса

Крупнейший и известнейший среди кипрских монастырей — Киккос. Здесь находится…

“Покаяния отверзи ми двери...”

Великий покаянный канон свт. Андрея Критского читается, согласно Церковному…

Бути справжнім християнином

Усе, що ми маємо в житті, — це дар Божий, талант. Але, мабуть, найбільший дар,…

Особенности всенощного бдения

На великой вечерни поется прокимен дня или великий прокимен. Великий прокимен "Бог наш на небеси и на земли..." поется на великой вечерне, т.е. в пятницу вечером, в том случае, если праздник совпадет с субботой. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный великий прокимен: "Господь воцарися..." (см.: Богослужебные указания на 1950 г.).

Когда же праздник случается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то на великой вечерне под праздник поется прокимен дня, а великий прокимен поется на вечерне в сам дань праздника.

Паремии:

1-я - Исход, гл. 24 (Моисей получил от Бога скрижали);

2-я - Исход, гл. 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицом к лицу);

3-я - 3 книга Царств, гл. 19 (Илия шел до горы Хорив 40 дней).

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника, гл. 7: "Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (т.е. насколько они могли принять ее, видеть). Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе".

На утрени по полиелее поется величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение".

После малой ектении - седален праздника. Степенна -1-й антифон, 4 глава. Прокимен: "Фавор и Ермон...", Евангелие - Лк., зач. 45. Псалом 50. "Слава: Всяческая днесь оадости исполнишася: Христос преобразися пред ученики", "И ныне" - то же. "Помилуй мя, Боже..." и стихира, глас 5-й: "Божества Твоего, Спасе...".

Канонов два - св. Космы Маюмского и св. Иоанна Дамаскина.

Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия: "Крест начертав..." По 3-й песни - седален. По 6-й песни кондак: "На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние" и икос. На 9-й песни "Честнейшую" не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни.

Припев: "Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа", имеется только один для обоих канонов.

Ирмос 9-й песни: "Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (из Твоего чрева) пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем". Указанный припев поется к каждому тропарю 9-й песни.

В конце утрени - отпуст праздника: "Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш...".

На литургии - антифоны праздника.

Входный стих: "Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою".

Вместо "Достойно" - Задостойник: "Рождество Твое нетленно явися" с припевом: "Величай, душе моя..." (до отдания праздника).

Прокимен, гл. 4: "Яко возвеличишася дела Твоя, Господи...". Апостол - Петр., зач. 65. Евангелие - Мф., зач. 70. Причастен праздника: "Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки".

В ПОПРАЗДНСТВО на литургии после малого входа поется "Приидите, поклонимся" с праздничным припевом в конце: "Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа".

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается ОСВЕЩЕНИЕ ПЛОДОВ.

Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (сравн. 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград - приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над "гроздием".

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - "На освящение начаток овощей" (и плодов).

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu