Православные храмы

Храм Нерукотворного Образа Господня при Киевском Военном лицее им. И. Богуна

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня был открыт в 1915 году…

Храм Преображения Господня (в Дарницком районе)

В 2011 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…
Публикации

О пасхальных традициях

В конце светлой утрени в алтаре священнослужители начинают друг друга…

Куда приводят мечты... или уводят?

Фильм “Куда приводят мечты” нужно рассматривать в ряду многочисленных попыток…

Старушка

Старушка, что называется, зажилась. До последнего у себя в селе вставала с…

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым обрядом великого освещения воды. В навечерие праздника великое освящение воды бывает сразу после заамвонной молитвы, если совершается литургии св. Василия Великого.

А если вечерня совершается отдельно, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерня, после ектении: "Исполним вечернюю молитву..." и главопреклонного возгласа священника: "Буди держава...". Священники при пении тропаря "Глас Господень на водах..." через царские врата выходят к сосудам, наполненным водой, неся на главе честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в сам праздник после литургии (сразу после заамвонной молитвы).

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерие, так и в сам праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же - как в навечерие, так и в сам день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см.: Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; истор. свидетельства Феодорита и Никифора Каллиста); в сам же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в сам праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещения Спасителя. Поэтому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в сам праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах ("хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Московского собора 1667 г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения (Мансветов. Церковный устав, с. 159).

Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан. В "Апостольских Постановлениях" содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: "Священник призовет Господа и скажет: "И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу". Св. Василий Великий пишет: "По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - от Апостольского предания, по преемству в тайне" (91-е прав.). Св. Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: она не портится продолжительное время, что было замечено еще в древности.

Спустя около полувека после Златоуста, именно во второй половине V века, Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обыкновение совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в навечерие и в сам праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение (Мансветов. Церковный устав, с. 159).

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ как в навечерие, так и в самый праздник одно и то же; в некоторых частях оно имеет сходство с последованием малого освящения воды и состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения в ектении и молитвах, в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них животворящего Креста Господня.

Чин водоосвящения совершается следующим образом: после заамвонной молитвы (в конце литургии) или ектении

"Исполним вечернюю молитву" (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии) (Никольский. Цит. соч., с. 61), и прочие священники только в епитрахили, фелони и поручах выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник. Впереди идут певцы с пением тропарей "Глас Господень" и др., в которых воспоминаются обстоятельства Крещение Спасителя. За певцами следуют свещеносцы со свечами, диаконы с кадилами и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стал, на котором должна стоять чаша с водой и вокруг три свечи. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если водоосвящение совершается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения трех тропарей диакон возглашает: "Премудрость" и читаются три паремии из книги пророка Исаии, в которых изображаются благодатные плоды пришествии Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Затем поется прокимен: "Господь просвещение мое...", читаются Апостол и Евангелие. В Апостоле (Кос., зач. 143) говорится о таинственном крещении иудеев и Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2) повествуется о Крещении Господа. После этого диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: "Господи Иисусе Христе..." (без возгласа).

В ектении содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова в дарования ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Затем священник (настоятель) начинает громко во всеуслышание освятительную молитву: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя..." (трижды), затем продолжение этой молитвы: "Ты бо хотением от несущих" и прочее.

В освятительной молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и "ко всякой пользе изрядна".

Священник трижды восклицает: "Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию" а при каждом возглашении благословляет рукой воду. Притом персты в воду не погружает, как это бывает при крещении младенцев (Никольский. Цит. соч., с. 829).

По окончании молитв настоятель тотчас, благословляя воду крестовидно Честным Крестом, погружает его трижды прямо, низводя в воду и возводя, держа его обеими пуками, и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями (трижды) тропарь: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...".

После этого, при многократном пении тропаря певцы, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на "Слава, и ныне" - "Воспоим, вернии...". Но если водоосвящение совершалось после литургии, то следует петь еще: "Буди имя Господне благословенно..." и 33 псалом,после которого возглашается "Премудрость" и отпуст (в самый праздник освящение воды совершается также по прочтении заамвонной молитвы. Порядок освящения и конец бывает точно так, как и на сочельник, в который совершается литургия св. Василия Великого. См.: Булгаков, Настольная книга. Изд. 2. Харьков, 1900, с. 18). А если водоосвящение совершалось в конце вечерни, то после стихиры; "Воспоим, вернии..." сразу же "Премудрость". Хор: "Святейший Владыко...", священник: "Сый благословен...". Хор: "Утверди, Боже...". Иерей: "Пресвятая Богородице...". Хор: "Честнейшую..." Иерей: "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне", и бывает отпуст праздника: "Иже во Иордане креститися от Иоанна изволивый нашего ради спасения, Христос..." (в Типиконе не указано, какой отпуст положен после освящения воды, но в практике бывает праздничный, а после литургии - обычный. Никольский, цит. соч., с. 830).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu