Православные храмы

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Публикации

Серебряная метель

До Рождества без малого месяц, но оно уже обдает тебя снежной пылью, приникает…

Старый стиль

Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас в…

Икона Божией Матери Киккотисса

Крупнейший и известнейший среди кипрских монастырей — Киккос. Здесь находится…

Суббота пред Рождеством Христовым. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении.
Служба прмц. Евгении не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства.

На вечерне — кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: предпразднства, глас 5-й — 3, и преподобномученице, глас 8-й — 3. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 2-й.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 6-й.
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
На малом повечерии — канон предпразднства, глас 6-й: «Волною морскою…» (ирмос дважды, тропари на 6).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я. Малые ектении. Седальны предпразднства (дважды). Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмос дважды) и преподобномученице на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — седален преподобномученице, глас 8-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос предпразднства, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» — ин светилен предпразднства.
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й — 4. «Слава» — предпразднства, глас тот же, «И ныне» — предпразднства, глас тот же.
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава» — предпразднства, глас тот же, «И ныне» — предпразднства, глас тот же.
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак предпразднства.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.
На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я — 4 и песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь предпразднства. «Слава, и ныне» — кондак предпразднства.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.
Апостол и Евангелие — Субботы пред Рождеством Христовым и дня.
Отпуст: «Христос Истинный Бог наш…»
Примечание. «Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или неделю, пост не бывает» (см. Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что по совершении Литургии разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же (Литургии. — Ред.) снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя».

По окончании Литургии совершаются 9-й час и великая вечерня. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе 7-м дне», т. е. по-нашему — в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря).
Поскольку вечерня совершается после Литургии, которая закончилась отпустом, то в начале великой вечерни положено обычное начало. Диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» — «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Примечание. Если перед великой вечерней совершался 9-й час, на котором обычное начало уже было прочитано, то вечерня начинается возгласом иерея: «Благословен Бог наш...», и далее чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Псалом 103-й (священник по обычаю читает светильничные молитвы на амвоне). Ектения великая. «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» — стихиры праздника, глас 2-й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Августу единоначальствующу на земли…».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем». Прокимен дня: «Господь воцарися...» и чтение восьми паримий.
После 3-й паримии отверзаются Царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и тропарь: «Тайно родился еси в вертепе…». По Уставу как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в таком порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих, преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона, ведущим Мя».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: Человек, и Человек родися в нем, и Той основа и Вышний».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 3-й стих: «Господь повесть в писании людей и князей сих, бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе», и сам поет его окончание: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Затворяются Царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе».
По окончании 8-й паримии отверзаются Царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…». Трисвятое не поется. По возгласе тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли».
Апостол — Евр., зач. 303.
Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»; стих: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих»; ин стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя».
Евангелие — Лк., зач. 5.
Сугубая ектения: «Рцем вси…», «Сподоби Господи…» и ектения: «Исполним вечернюю...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте вечерни посреди церкви за иконой праздника поставляется возжженный светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» — кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…». Затем поются многолетны: «Великаго господина…».
Примечание. «И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me