Православные храмы

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…

Публикации

Живая связь с Богом

Все мы, верующие нуждаемся в молитве. Каждый человек испытывает потребность…

Глас в пустыне. Отзвук православного мировоззрения в украинской прозе советской эпохи

Лучше жизнь без слова, нежели слово без жизни. Прп. Исидор Пелусиотский

Не судите... Размышления о простой евангельской заповеди, которую почему-то так трудно исполнить

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждают…

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.

1. Великое повечерие

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: "Приидите, поклонимся..."

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется "Бог Господь" с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово "Востаните" не произносится, но сразу возглашает: "Благослови, владыко", и возвращается в алтарь. Священник: "Благословен Бог наш..." и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: "Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный" и прочее обычное начало.

Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).

1-я часть

После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3), "Господи, помилуй" (3), "Слава, и ныне" и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3). "Слава, и ныне". Хор: "С нами Бог..." (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: "Отец будущаго века". Хор: припевает к каждому стиху: "Яко с нами Бог" и после конечного стиха заключает пением: "С нами Бог".

Чтец: "День прешед...", "Верую". Стихи: "Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных". "Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите..." и т.д. Затем - Трисвятое по "Отче наш".

Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются).

Чтец: "Господи, помилуй (40). "Честнейшую..." и читает заключительную молитву св. Василии Великого: "Господи, Господи...".

2-я часть

Чтец: "Приидите, поклонимся", псалмы 50-й, 101-й, молитва Манассии, Трисвятое по "Отче наш".

Вместо тропарей: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" - поется кондак праздника (Царские врата открываются). Чтец: "Господи, помилуй" (40), "Честнейшую..." и читает заключительную молитву: "Владыко, Боже Отче Вседержителю".

3-я часть

Чтец: "Приидите, поклонимся", псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие.

После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии - утреня, как на обычной праздничной всенощной.

Утреня

После возгласа "Благословение Господне на вас" - шестопсалмие. По полиелее - величание:

"Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии". Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея..." Прокимен гл. 4 "Из чрева прежде денницы родих Тя...". Евангелие (Мф., зач. 2).

По 50-м псалме вместо "Молитвами" поется: "Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы". "И ныне" - то же, но конец: "Христос родися в Вифлееме..." Стих: "Помилуй мя, Боже...". И стихира: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем...".

Канонов два - св. Космы Маюмского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды.

По 3-й песни поется ипакой: "Начаток языков", по 6-й - кондак и икос. Вместо "Честнейшую..." - припев: "Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу".

И ирмос: "Таинство странное вижду и преславное...".

К каждому тропарю первого канона поются свои припевы.

Ко второму канону свой припев: "Днесь Дева раждает Владыку..." Катавасия на 9-й песни - ирмос второго канона: "Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь". (в русском переводе - М. Скабаллановича:

"Удобнее нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие").

Этот ирмос "Любити убо нам" вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: "Посетил ны есть свыше..." (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник):

"Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..." и прочее до конца.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me