Всенощное бдение
Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.
1. Великое повечерие
Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: "Приидите, поклонимся..."
Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется "Бог Господь" с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.
К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.
Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.
Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово "Востаните" не произносится, но сразу возглашает: "Благослови, владыко", и возвращается в алтарь. Священник: "Благословен Бог наш..." и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: "Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный" и прочее обычное начало.
Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).
1-я часть
После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3), "Господи, помилуй" (3), "Слава, и ныне" и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3). "Слава, и ныне". Хор: "С нами Бог..." (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: "Отец будущаго века". Хор: припевает к каждому стиху: "Яко с нами Бог" и после конечного стиха заключает пением: "С нами Бог".
Чтец: "День прешед...", "Верую". Стихи: "Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных". "Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите..." и т.д. Затем - Трисвятое по "Отче наш".
Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются).
Чтец: "Господи, помилуй (40). "Честнейшую..." и читает заключительную молитву св. Василии Великого: "Господи, Господи...".
2-я часть
Чтец: "Приидите, поклонимся", псалмы 50-й, 101-й, молитва Манассии, Трисвятое по "Отче наш".
Вместо тропарей: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" - поется кондак праздника (Царские врата открываются). Чтец: "Господи, помилуй" (40), "Честнейшую..." и читает заключительную молитву: "Владыко, Боже Отче Вседержителю".
3-я часть
Чтец: "Приидите, поклонимся", псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие.
После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии - утреня, как на обычной праздничной всенощной.
Утреня
После возгласа "Благословение Господне на вас" - шестопсалмие. По полиелее - величание:
"Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии". Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея..." Прокимен гл. 4 "Из чрева прежде денницы родих Тя...". Евангелие (Мф., зач. 2).
По 50-м псалме вместо "Молитвами" поется: "Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы". "И ныне" - то же, но конец: "Христос родися в Вифлееме..." Стих: "Помилуй мя, Боже...". И стихира: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем...".
Канонов два - св. Космы Маюмского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды.
По 3-й песни поется ипакой: "Начаток языков", по 6-й - кондак и икос. Вместо "Честнейшую..." - припев: "Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу".
И ирмос: "Таинство странное вижду и преславное...".
К каждому тропарю первого канона поются свои припевы.
Ко второму канону свой припев: "Днесь Дева раждает Владыку..." Катавасия на 9-й песни - ирмос второго канона: "Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь". (в русском переводе - М. Скабаллановича:
"Удобнее нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие").
Этот ирмос "Любити убо нам" вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: "Посетил ны есть свыше..." (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник):
"Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..." и прочее до конца.
← Литургия на Рождество Христово | Чин "Славления" Христа в навечерие Рождества Христова → |
---|