Схема построения великих часов
Великие часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) читаются по следующей схеме:
1. Три псалма, причем берется только один из обычных псалмов (псалмы, входящие в состав обыкновенных часов:
1-й час - 5, 89 и 100 псалмы;
3-й час - 16, 24 и 50 псалмы;
6-й час - 53, 54 и 90 псалмы;
9-й час - 83, 84 и 85 псалмы),
остальные же два заменяются другими, специально посвященными празднуемому событию. Например, на первом часе из обычных остается 5-й и добавляются 44-й и 45-й пс.; на третьем часе остается 50-й и добавляется 66-й пс. и 86-й пс.; на шестом часе остается 90-й пс. и вводится 71-й пс. и 131-й пс.; на девятом часе остается 85-й пс. и добавляется 109-й пс. и 110-й пс.
2. После "Славы" поется тропарь предпразднства: "Написовашеся иногда со старцем Иосифом...". На "И ныне" читается обычный Богородичен часа.
3. После этого (перед "Святый Боже") - большая вставка (по сравнению с обычной схемой часов), а именно:
а) поются (по дважды) три тропаря (стихиры), посвященных воспоминанию события праздника;
б) прокимен;
в) паремия;
г) Апостол (без прокимна);
д) Евангелие.
4. После Евангелия - читается "Святый Боже" и прочее по порядку, как на обычных часах.
Великие часы заканчиваются чином изобразительных, которые обычно совершаются вместо литургии (обедни). Поэтому последование изобразительных, изображающее своими молитвами и песнопениями литургию, в богослужебных книгах еще носят название "обедницы".
Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание, в зависимости от того, бывает в этот день литургия или нет.
Если в этот день литургия служится вместо с вечерней, то на изобразительных не читаются Символ веры и пс. 33-й "Благословлю Господа на всякое время...", но поется "Буди имя Господне", потому что это присуще только литургии.
← Порядок отправления изобразительных | Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особенности → |
---|