Православные храмы

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (при «Детской академии развития»)

Первый в столице «детский» храм находится в «Детской академии…

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…

Храм трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…
Публикации

“Наша святая Церковь — источник, утоляющий жаждущих”. История Албанской Православной Церкви

Предки албанцев — иллирийцы — расселились на территории нынешней Албании в…

Христос или антихрист: кого мы ждем? Об “эсхатологической прелести”

В разные эпохи пытались “очертить” рамки и границы последних времен,…

Старый стиль

Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас в…

Предпразднство Рождества Христова

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20-24 декабря) и шесть дней попразднства. Отдание бывает 31 декабря.

Отличаясь такой продолжительностью, предпразднство Рождества Христова заметно выделяется от других предпразднств тем, что церковный Устав это предпразднство отождествляет с предпасхальной Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к страстным службам. На каждый день предпразднства на повечериях положены каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы (трипеснцы читаются на малом повечерии. После вечерни -полный отпуст, и священник произносит возглас: "Благословен Бог наш", чтец - обычное начало, т.е. "Царю Небесный" и т.д. Псалмы 50, 69, 142. Затем: "Слава в вышних Богу...", "Верую", после чего хор поет ирмос, а священник читает на средине храма трипеснец при закрытых царских вратах. Ирмосы поются по дважды - в начале песни и на катавасии. После канона священник уходит в алтарь, чтец: "Достойно есть". Трисвятое и тропарь предпразднства. "Господи, помилуй" (40 раз) и т.д. В конце чтения: "Упование мое Отец...", священник выходит на амвон и произносит: "Слава Тебе, Христе Боже". Хор: "Слава, и ныне... Господи, помилуй" (трижды), и бывает малый отпуст. Затем священник произносит лицом к народу: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". Братия же отвещают: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Помолися и о нас грешных". Священник отвечает: "Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас". Далее - ектения: "Помолимся о великом Господине..." (см. в конце повседневной полунощницы), после чего священник перед престолом с кадилом произносит возглас утрени: "Слава Святей..." (см.: С.В. Булгаков "Повечерие", стр. 772-773; Служебник. Посл. повечерия и полунощ., изд. Киев, 1893, отп. 37-38; см. Типикон. Посл. святой Четыредесятницы, изд. М., 1906, стр. 415-447)) (припев к тропарям канонов тот же, что и на Страстной седмице: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе"). Так, с. 20 декабря на повечерии положены 3 трипеснца, составленные по образцу трипеснцев Великого Понедельника и Вторника, 21 декабря - по образцу канона Великого Четверга "Сеченое сечется", 23 декабря - по подобию трипеснца Великой Пятницы: "К Тебе утреннюю", 24 декабря - по образцу канона утрени Великой Субботы - "Волною морскою".

В этих песнопениях (трипеснцах и канонах) отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его "истощанием" (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие.

Трипеснцы, каноны и стихиры предпразднства (читаемые на утрени, вечерни и повечериях) содержат вдохновенные высокопоэтические, умилительные и глубокосодержательные песнопения (в неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 16 декабря и последование 20 декабря). Если неделя св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам, и предпразднству).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu