Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 4‑м роддоме, на Оболони)

Первый молебен отслужен в 2002 г., устав религиозной общины…

Храм преподобного Феодора Освященного (Киевский Иерусалим)

Храм был построен в 1871–1874 гг. В 1887–1895 гг. пристроены приделы…

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Публикации

“Без милосердия и благотворительности жизнь христианина немыслима”

Что стоит за красивыми словами “милосердие” и “благотворительность”? С какими…

Молодой человек в современном мире

Морально-духовное состояние общества — это один из главных показателей его…

Слава и гордость Новгорода-Северского

История Новгорода-Северского насчитывает 1000 лет и делится на несколько…

Kirillovskij_hramВыдающийся памятник архитектуры и живописи ХII—ХIХ вв. Один из наиболее хорошо сохранившихся древнерусских храмов Киева. Главный храм Киево-Кирилловского Свято-Троицкого монастыря (ул. Фрунзе, 103).

Обстоятельства основания храма до сих пор не выяснены и являются предметом научной дискуссии. По наше версии (специальное обоснование которой лишнее в популярном издании), Кирилловская церковь была сооружена между 1142—45 гг. при двойном ктиторстве князя Всеволода Ольговича и его жены Марии Мстиславны. Храм имел редкое для Древней Руси посвящение — во имя святого Кирилла Александрийского, небесного пакровителя князя Всеволода, христианское имя которого — Кирилл — подтверждено находками его актовых печатей. Однако, как считают, посвящение храма отражает также богословские споры того времени вокруг ипостаси Иисуса Христа.

Церковь должны были освятить 9 июня 1146 г., когда день памяти св. Кирилла Александрийского приходился на воскресенье, но как раз в тот момент в Киеве как раз не было митрополита (митрополит Михаил из-за конфликта с Всеволодом в 1145 г. отбыл в Константинополь, запретив служение в святой Софии). А уже 1 августа 1146 г. князь-основатель умер. Поэтому освящение храма происходило значительно позже окончания строительства — вероятно, в воскресенье 18 декабря 1153 г., на праздник свв. Кирилла и Афанасия Александрийских.

"Всеволодов" монастырь святого Кирилла впервые упоминается летописью как топографический ориентир при описании военных событий 1167 и 1169 гг. В 1179 г. здесь похоронена вдова Всеволода Мария Мстиславовна, а в 1194 г. — их сын Святослав (более поздняя информация о захоронении здесь их внука Всеволода Чермного, умершего в 1212 г. в Чернигове, недостоверна).

Первоначально Кирилловская церковь представляла собой образец "квази-романского" направления византийского стиля в древнерусской архитектуре. Это направление зародилось в 1110-х годах в Чернигове, откуда родом и основатель храма, и, вероятно, зодчие, возводившие его. Структура Кирилловской церкви полностью отвечает каноническому типу византийского крестово-купольного храма на четырех столбах, с нартексом и тремя апсидами, завершенного одним массивным куполом. Длина храма — 31 м, ширина — 22 м. В южном членении нартекса находилась часовня, служившая, возможно, крестильней (то есть помещением для освящения воды на "водокрестье"); в северной стене нартекса находилась лестница на хоры, юго-восточный угол которых занимает личная молельня, освященная в честь архангела Михаила.

Уникальной особенностью Кирилловской церкви является устройство на месте диаконника (южная апсида) особенного придела в честь свв.Кирилла и Афанасия Александрийских, причем сохранилась даже внутристенная лестница на хоры этого придела, в свое время доставившая много хлопот исследователям. Фасады Кирилловского храма были украшены деталями, заимствованными из ломбардской школы романской архитектуры: полуколоннами, аркатурным пояском, "перспективными" порталами. Пол был украшен мозаикой, а стены покрыты фресками, значительная часть которых сохранилась до нашего времени. Археологическими исследованиями установлено, что в ХII в. церковь была окружена притворами и часовнями. В нартексе располагались аркосолии для княжеских захоронений.

После монгольского нашествия монастырь впервые упоминается в межевом акте принадлежащих ему земель в 1530 г. Тогда заброшенная обитель была подвластна архимандриту Киево-Печерской лавры. В 1555 г., согласно грамоте Сигизмунда II, она была в наследственном владении некоего Богдана Шавулы, а через 10 лет она была приписана к замковой церкви св.Николая. В конце XVI в. монастырь вместе с его земельными владениями захватил шляхтич Филон Стрибил, "прославившийся" тем, что выломал из стен мраморные княжеские саркофаги и устроил из них себе баню.

Лишь в 1605 г. киевский воевода Василий-Константин Острожский передал "запущенную и заваленную с давних времен" Кирилловскую церковь игумену Василию Красовскому Чернобривцу, который на протяжении 1605—08 гг. отстроил ее, сделав новые своды, и одновременно соорудил деревянные постройки монастыря.

В 1662 г. Кирилловскую церковь вместе с монастырем сожгли татары, союзники Юрия Хмельницкого. Основательный ремонт храма осуществил около 1693 г. при игумене Иннокентии Монастырском московский "каменных дел мастер" Артемий Данилов. В это время возведены четыре боковых купола и барочные фронтоны на фасадах. Центральный купол был увенчан двухъярусной главкой. В 1703 г. в церкви, возле дверей на хоры, был похоронен ктитор монастыря Савва Туптало.

Снова сильно пострадала церковь во время пожара 1734 г. Отремонтирована она была в 1745—46 гг. Отделочные работы выполнил мастер Стефан (вероятно, Стобенский). Именно в это время церковь приобрела, в основных чертах, свой современный вид. В частности, появились волнистый западный фронтон и иконостас. Считают, что в 1760-тые годы некоторые реставрационные работы выполнил Иван Григорович-Барский. В пользу этого предположения свидетельствуют элементы рококо в лепке фасадов. После того, как монастырь в 1786 г. был закрыт, церковь сделали храмом Кирилловской больницы.

В 1860 г. в Кирилловской церкви была сделана сенсационная находка: открыты фрески XII в., забеленные в XVIII в. Реставрационные работы, осуществленные в 1881—84 гг. под руководством Адриана Прахова Михаилом Врубелем и художниками школы Мурашко, стали событием в художественной жизни того времени. Особенным украшением храма стал сооруженный по эскизам А.Прахова мраморный иконостас, иконы для которого написал М.Врубель. Старый барочный иконостас в 1892 г. передан в Покровскую церковь села Бортничи.

В 1929 г. Кирилловская церковь закрыта для cлужбы Божьей и вместе с прилегающей территорией объявлена государственным заповедником. В 1953 г. неожиданно появилась большая трещина в апсиде главного алтаря. Оказалось, что под храмом находятся древние пустоты (пещеры, а точнее погреба галерейного типа), в которые для спасения памятника пришлось закачать около 300 куб.м цементного раствора. Начиная с 1954 г. Кирилловская церковь периодически реставрируется. С 1965 г. она стала филиалом Государственного архитектурно-исторического заповедника "Софийский музей".

Богослужение возобновлено в 1993 г. Общине передан трапезный храм. Кирилловский храм используется совместно с музеем. 9/22 июня 1998 г. Кирилловский храм освящен архиерейским чином. В 1999 г. построена колокольня. 18/31 мая 2000 г. были освящены архиерейским чином колокольня и помещение сестринского отделения приюта для одиноких больных (25‑е отделение), а 3/16 октября 2001 г. — столовая «дома милосердия» и баптистерий. При храме издается газета «Кириллица» (с октября 1998 г.).

С октября 1999 г. действует Сестричество во имя свт. Димитрия Ростовского. Сестры оказывают помощь пациентам в отделениях больницы.

Почетным настоятелем храма долгие годы являлся протоиерей Феодор Шеремета († 2010).

Указом Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года этот храм вошел в воссозданный Кирилловский монастырь.

Престольные праздники: Дни памяти свтт. Кирилла и Афанасия Александрийских (18/31 января и 9/22 июня), свт. Василия Великого (1/14 января; в его честь освящен трапезный храм) и свт. Димитрия Ростовского (21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Святыни: Иконы свт. Димитрия Ростовского, прпмчч. Феодора и Василия Печерских с частицами мощей. Ковчежец с частицами мощей Ап. Стефана, вмч. Пантелеимона, мч. Александра Римского и прмч. Евстратия Печерского. Частица мощей Ап. Андрея Первозванного. Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение» (праздн. 21 января/3 февраля), привезенная с Афона (в Ватопедском монастыре хранится сама чудотворная икона). Такая икона была фамильной святыней свт. Димитрия Ростовского.

Богослужение: Ежедневное, кроме понедельника утром. Вечернее: понедельник — воскресенье, 17.00. Литургия: вторник — суббота — 8.00, воскресенье — 8.30. Акафисты: свт. Димитрию Ростовскому — четверг (по окончании вечернего богослужения); перед иконой Божией Матери, именуемой«Отрада» или «Утешение» — воскресенье, 17.00.

Баптистерий храма позволяет осуществлять Крещение полным погружением — в соответствии с древней традицией Церкви.

Воскресная школа: Детская. Занятия — после ранней Литургии.

Катехизационная школа для взрослых. Начало занятий: суббота, 15.00, воскресенье, 13.00.

Курсы подготовки регентов-уставщиков. Начало занятий: среда, 18.30, воскресенье, 15.00.

Адрес: 04080 ул. Фрунзе, 103. Тел/факс 468‑02‑12, тел. 468‑35‑50.

Проезд: от М «Дорогожичи», «Петровка» — трол. 27к, 27, авт. 103 до ост. «Кирилловская церковь»; от М «Лукьяновская» — трол. 6, 18 до ост. «Стадион “Спартак”»; от М «Контрактовая пл.» — трам. 11, 12, 19 до ост. «Стадион “Спартак”».

Сайт: kirill-monastery.org.ua

Комментарии  

 
чадо
+7 #1 чадо 25.04.2011 01:26
Уже почти пол года о.Федор находится на больничной койке после перенесенного инсульта. Его усилиями много было сделано по отношению к Кириловскому храму и еще больше слов благодарности было сказано ему за это. Но сейчас - в эти святые пасхальные дни, когда он - всеми любимый настоятель святой обители нуждается в поддержке - не многим приходит в голову сесть за компьютер и написать несколько теплых слов в адрес этого поистине святого человека!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua