Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на Севастопольской площади)

Первый камень на возведение храма в честь иконы Божией Матери…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бабьем Яру

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…
Публикации

“Взыскуя солнцезрачных истин...” Харьковский Собор — предпосылки и последствия.

Десять лет, прошедшие со времени Харьковского Архиерейского Собора Украинской…

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... О нерасторжимости брака

Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи с вопросом: по всякой ли причине…

Особенности Всенощного Бдения праздника

Возглас: "Слава Святей...", предначинательный псалом, "Блажен муж..."

На "Господи, воззвах" 8 стихир, гл. 6-й. "Слава, и ныне" - стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня.

На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.

Первая паремия из кн. Бытия (28, 10-17) - о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

Вторая паремия (Иезек. 44, 2-4) - о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.

Третья паремия (Притч. 9, 1-11) - о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

На литии - пять стихир праздника, гл. 6-й. На стиховне - 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на "Бог Господь..." (трижды) и в конце утрени (единожды) - тропарь праздника, гл. 4-й: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный".

На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее поется величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое".

После величания, малой ектении и седальна праздника поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: "Помяну имя Твое...". Стих: "Отрыгну сердце мое слово благо...".

Примечание. Практическое отправление полиелея следующее. При пении "Хвалите имя Господне..." священник выходит на середину храма и по окончании хвалитных псалмов поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем канонарх произносит стих одного из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: "Слава, и ныне" и дважды "Аллилуиа". Третий раз "Аллилуиа" и заключительное величание поет священник. Далее следует малая ектения и прочее последование.

Но если праздник совпадет с воскресным днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после псалма "Хвалите имя Господне..." священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их - малая ектения и т.д.

Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия: "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же. Затем "Помилуй мя, Боже", стихира праздника, гл. 6-й: "Сей день Господень..." и молитва "Спаси, Боже, люди твоя..."

ПРИМЕЧАНИЕ: 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея", как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские и Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, неделю Ваий и Пятидесятницу (этот же антифон поется еще в Неделю св. апостола Фомы, имеющую во многим богослужебные особенности двунадесятого праздника).

КАНОНОВ два: первый - св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй - св. Андрея Критского (VII в.). Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

По 3-й песни - седален праздника, гл. 4-й. "Слава, и ныне" - той же. По 6-й - кондак: "Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательничу жизни нашея".

Катавасия - ирмосы ближайшего великого Господского праздника - Воздвижения: "Крест начертав Моисей" (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздник и: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь по дважды.

На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо "Честнейшую" поется первый припев:

"Величай, душе моя, преславное Рождества Божией Матере" и ирмос 2-го канона.

"Чужду матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем".

Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: "Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию".

После 9-й песни - светилен "От неплодныя днесь Анны...", "Слава, и ныне" - "Адаме обновися...".

На хвалитех - стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu