Великий вход
Молитвенное поминовение членов Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.
Подойдя к жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, и священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор.
Затем, взяв кадило, священник кадит Честные Дары, молясь тайно: "Боже, очисти мя, грешнаго" (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону.
Диакон, приняв кадило, произносит: "Возми, владыко".
Священник, взяв воздух, которым покрыты дискос и потир, возлагает на левое плечо диакона, говоря при этом: "Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа".
Диакон, держа кадило за кольцо одним перстом правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.
Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень чела и отходит на солею северными дверьми,
Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, те на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос - в левой, возложив себе на левое плечо воздух).
Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.
Диакон: "Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".
После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, спускается на одно колено, держа дискос при челе.
Священник: "Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Хор: "Аминь".
И поет вторую часть Херувимской песни: "Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми" (Дориносима чинми - носимого, как в древности, победителя, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями воинов) "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".
1. "Иже Херувимы..." по русски: Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа - трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Господа Иисуса Христа, шествующего "под образом Честных Даров"), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами.
2. В Великий четверг на литургии св. Василии Великого вместо Херувимской песни поется: "Вечери Твоея Тайныя днесь..."
3. В Великую субботу на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: "Да молчит всякая плоть человеча..."
После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя.
По возгласе на солее священник входит в алтарь, и диакон говорит ему: "Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем".
Священник отвечает: "Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков" (эти поминовения должны произноситься тихо, "елико точию друг другу слышати", а не громогласно и не всеми присутствующими, в алтаре и на клиросе, как теперь часто принято. Такое громогласие особенно неуместно в Великую субботу).
Произнося эти слова, священник поставляет потир на престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, поставляет его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари:
"Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханьми), во гробе нове, покрыв, положи".
"Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный".
"Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения".
После передачи дискоса священнику диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрываем царские врата и завесу их и становится с правой стороны престола.
По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по обеим сторонам престола.
(Если священник служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: "Благообразный Иосиф...", "Во гробе плотски...", "Яко Живоносец...").
Далее священник берет с плеча диакона (или со своего плеча) воздух, обвивает им кадильницу, которую держит диакон (или прислужник), покрывает воздухом дискос и потир и произносит: "Благообразный Иосиф..."
Затем священник трижды кадит Честные Дары, говоря: "Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы"
Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляют на престоле на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях "Благообразный Иосиф...", "Во гробе плотски...", "Яко Живоносец...." воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, которое в это время совершает священник, бывает в воспоминание тех благоуханий, с которыми было положено Тело Спасителя во гроб.
Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытие завесы - стражу, поставленную у двери Гроба Господня. Воздух, которым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня.
Отдавая кадильницу диакону (или прислужнику) и приклонив главу, священник испрашивает у диакона молитв о себе: "Помяни мя, брате и сослужителю".
Диакон, взяв кадильницу, отвечает: "Да помянет Господь Бог священство, твое во Царствии Своем". Затем диакон отдает кадильницу прислуживающему в алтаре, наклонив главу и держа, как обычно, орарь тремя перстами, он, в свою очередь, испрашивает молитв священника: "Помолися о мне, владыко святый".
Молясь друг о друге, они призывают себе в помощь силу и действие Святого Духа.
Священник: "Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя".
Диакон: "Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый".
Священник, благословляя, говорит ему: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Диакон: "Аминь", целует благословляющую руку священника. (Если священник служит без диакона, это поминовение опускается).
Так заканчивается Великий вход
← Просительная ектения. Молитва приношения | Чинопоследование литургии верных → |
---|