Православные храмы

Храм равноапостольной Марии Магдалины (у Золотых ворот)

В Киеве существовало 3 храма в честь св. Марии Магдалины: на Шулявке…

Храм преподобного Феодора Освященного (Киевский Иерусалим)

Храм был построен в 1871–1874 гг. В 1887–1895 гг. пристроены приделы…
Публикации

“Не нарушить закон, но исполнить...” Размышления о единстве Нового и Ветхого Заветов

Ветхий и Новый Заветы есть нераздельное, непрекращающееся действие…

Апостол Варнава

Святой апостол Варнава родился на острове Кипр в богатой еврейской семье и был…

Кто мой ближний?

Для каждого христианина рассуждения о Боге, о Его слове являются насущной…

Сугубая ектения, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашённых

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению (если служит священник один, то он сам говорит ектению).

Диакон: "Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй",

Хор: "Господи, помилуй" (трижды)..

Диакон: "Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей".

Хор: "Господи, помилуй".

Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои:

"Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…"

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: "Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателях святаго храма сего (в монастыре: и создателях святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о плодоносящих и доброделащих во святем и всечеотнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Священник: "Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

По церковной практике к сугубой ектении добавляется (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан):

"О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их" и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносите "Господу помолимся", хор:

"Господи, помилуй", и читается священником молитва, например, о болящем.

Во все дни церковного года (крема воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах (Церковный устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено "приношение о усопших", т.е. не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии св. Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двунадесятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы о усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их десятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и т.д. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе "Яко Ты еси Воскресение...", где они поминаются подряд).

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (-шия, -ших) раба (-ы, -ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (ея, их), идеже праведнии упокояются".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Милости Божия, Царствия Небесного и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога. нашего, просим".

Хор: "Подай, Господи". Диакон: "Господу помолимся". Хор: "Господи, помилуй".

Священник читает (тайно или возгласно) молитву: "Боже духов и всякия плоти..."

Возглас: "Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (-шия, -ших) раба (-ы, -ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: "Помолитеся, оглашеннии, Господеви" (см. Служебник).

Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своей благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испрашивает им в молитве об оглашенных (начиная с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого отличаются).

На литургии св. Иоанна Златоуста:

"Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренный призирали..."

На литургии ср. Василия Великого:

"Господи Боже наш, Иже на небесех живый..."

По окончании тайной молитвы священник возглашает: "Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа "Да и тии с нами..." есть указание: "Священник простирает антиминс", т.е. открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По принятой в настоящее время практике илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных - при прошении "Открыет им Евангелие правды", а во время возгласа "Да и тии с нами..." священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: "Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Возглашением диакона "Оглашеннии, изыдите...» заканчивается вторая часть литургии - литургия оглашенных.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu