Православные храмы

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Храм преподобной Марии Египетской (в 7‑м роддоме)

Первая Литургия отслужена в день престольного праздника, 1/14 апреля…

Спасо-Преображенский храм на Соломенке

Спасо-Преображенский храм расположен в одном из красивейших мест…
Публикации

Современный вертеп

История Рождества Спасителя при ее общеизвестности никогда не становится…

“Душу этого народа составляет православная вера…”. История Румынской Православной Церкви

Предание гласит, что первые семена христианства были принесены в пределы…

Семь Столпов Православия. Пято-Шестой Трулльский Собор

Исторически сложилось так, что ни Пятый, ни Шестой Вселенские Соборы не…

Сугубая ектения, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашённых

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению (если служит священник один, то он сам говорит ектению).

Диакон: "Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй",

Хор: "Господи, помилуй" (трижды)..

Диакон: "Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей".

Хор: "Господи, помилуй".

Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои:

"Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…"

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: "Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателях святаго храма сего (в монастыре: и создателях святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о плодоносящих и доброделащих во святем и всечеотнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Священник: "Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

По церковной практике к сугубой ектении добавляется (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан):

"О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их" и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносите "Господу помолимся", хор:

"Господи, помилуй", и читается священником молитва, например, о болящем.

Во все дни церковного года (крема воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах (Церковный устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено "приношение о усопших", т.е. не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии св. Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двунадесятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы о усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их десятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и т.д. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе "Яко Ты еси Воскресение...", где они поминаются подряд).

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (-шия, -ших) раба (-ы, -ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (ея, их), идеже праведнии упокояются".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Милости Божия, Царствия Небесного и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога. нашего, просим".

Хор: "Подай, Господи". Диакон: "Господу помолимся". Хор: "Господи, помилуй".

Священник читает (тайно или возгласно) молитву: "Боже духов и всякия плоти..."

Возглас: "Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (-шия, -ших) раба (-ы, -ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: "Помолитеся, оглашеннии, Господеви" (см. Служебник).

Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своей благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испрашивает им в молитве об оглашенных (начиная с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого отличаются).

На литургии св. Иоанна Златоуста:

"Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренный призирали..."

На литургии ср. Василия Великого:

"Господи Боже наш, Иже на небесех живый..."

По окончании тайной молитвы священник возглашает: "Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа "Да и тии с нами..." есть указание: "Священник простирает антиминс", т.е. открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По принятой в настоящее время практике илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных - при прошении "Открыет им Евангелие правды", а во время возгласа "Да и тии с нами..." священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: "Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Возглашением диакона "Оглашеннии, изыдите...» заканчивается вторая часть литургии - литургия оглашенных.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu