Православные храмы

Покровский собор на Оболони

В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря…

Храм в честь пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Публикации

“Як до людей, так і люди”

Життєопис угодника Божого останніх часів схиігумена Амфілохія Почаївського…

Чем заканчивается личностный рост с “Лайфспринг” ?

Много у человека трудностей, нерешенных вопросов, сложных жизненных ситуаций,…

Время определить приоритеты

Что тебе остается, кроме как думать о счастье и великих свершениях, когда…
В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола (посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец - за амвоном).

Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями.

Диакон возгласно произносите "Вонмем" (будем внимательны). Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит:

"Мир всем" (как необходимое условие для слушания слова Божия). Чтец: "И духови твоему" (то есть: "и тебе также мы желаем мира").

Диакон: "Премудрость" (будем внимательны, ибо следуемое чтение - премудрость).

Чтец и хор: (попеременно) (прокимен, например, воскресный 1-го гласа). "Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя".

1. Прокимном (греч. "предлежащий") называется краткий стих, предшествующий чтению Священного Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному богослужению; он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника.

2. Прокимен полностью поется дважды, а в третий раз первая половина прокимна произносится чтецом, а вторая поется хором.

3. Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй - один раз.

4. В воскресные дни поется прокимен воскресный рядового гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый Господний праздник, то поется только прокимен празднику.

5. Если же в воскресенье случится Богородичный праздник, или святого, или отдание двунадесятого праздника, то прокимен воскресный поется дважды, а празднику - один раз.

6. В седмичные дни поется или один прокимен дню, или прокимны дню и святому, или же один прокимен празднику (двунадесятому). Причем когда поется прокимен дню и святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен свитому, а потом один раз дню. В остальные дни седмицы, наоборот, сначала -дню (дважды), а потом (один раз) - святому (прокимны содержатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе).

После пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость". Чтец произносит: "К Римлянам Послания святаго апостола Павла чтение", или: "Соборнаго Послания Иаковля чтение", или: "Деяний святых апостол чтение" и т.д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Диакон: "Вонмем".

Чтец читает Апостол.

Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям (селениям), куда они были посланы Спасителем.

Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: "Во дни оны..."; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом: "Братие..."; если из Пастырских его посланий, то: "Чадо Тимофее...." или "Чадо Тите..."; если из Соборных посланий, то большей частью:

"Возлюбленный"..., (иногда) "Братие..."

Во время чтения Апостола и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословения на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего Апостол, лик (хор) и всех мелящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святого Духа, которая сходит в сердце молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апостола. Но правильнее кадить на аллилуарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь "Аллилуиа" надлежит возгласно и торжественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется "Аллилуиа". "Аллилуиа" есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный Апостолам по благодати учительства.

Священник (по прочтении Апостола): "Мир ти".

Чтец: "И духови твоему".

Диакон: "Премудрость".

Чтец и хор: "Аллилуиа" (трижды).

Чтец велегласно читает аллилуарии, а хор поет "Аллилуиа" после каждого стиха.

Во время пения аллилуария перед чтением Евангелия священник тайно читает молитву (испрашивая у Бога для себя и молящихся разумения евангельских слов, страха блаженных заповедей - к попранию похотей и утверждению в духовной жизни):

"Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко..."

По прочтении священником молитвы перед чтением Евангелия диакон подходит к нему, приклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику: "Благослови, владыко, благовестителя Святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия)".

Священник, благословляя его, произносит тихо: "Бог, молитвами святаго, славного, всехвального апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа".

С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту.

Диакон, сказав: "Аминь", поклоняется Егангелию и, принимая Евангелие из рук священника целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой (однако, при чтении "Благослови, владыко, благовестителя..." и "Бог молитвами..." в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо через царские врата, не обходя престол. Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и ставит свечу перед аналоем (или становится с ней у аналоя), а хор заканчивает аллилуарий. На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой полагает на аналой конец ораря, кладет на него Евангелие и раскрывает его.

1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: "Благослови, владыко, благовестителя...", приклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит:

"Бог, молитвами святаго, славного..." и рукой благословляет диакона. Диакон говорит: "Аминь", полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для чтения.

Если служба совершается соборне, то предстоятель стоит на горнем месте, второй священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон.

Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Евангелие на горней стороне престола. Возглашения "Благослови, владыко" и "Бог молитвами"... при этом опускаются.

2. Слова "силою многою..." заканчивают моление о ниспослании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в сердца молящихся евангельского благовестия.

3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет евангельского учения.

4. На литургии в Великую Субботу поется не "Аллилуиа", а поется (на 7-й глас) стих 81-го псалма (обычно перед Плащаницей): "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех" (во время этого пения священнослужители переоблачаются в светлые одежды).

Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: "Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем".

Хор: "И духови твоему".

Диакон: "От Матфея Святаго Евангелия чтения" (или из другого евангелиста, - смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение).

Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".

Священник: "Вонмем".

1. Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит: "Премудрость, прости", и "Вонмем".

2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры (надевают их по прочтении Евангелия).

Диакон читает Евангелие.

Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с приклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону:

"Мир ти, благовествующему".

Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".

По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает, берет его и орарь с аналоя, подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, целуя его руку.

Священник, приняв Евангелие, целует его и поставляет на горней стороне престола, выше антиминса. Далее он благословляет свещеносца (и закрывает царские врата).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me