Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Публикации

Флоровский монастырь: под игом “охраны памятников”

В Киеве, на древнем Подоле у подножия Замковой горы, находится одна из жемчужин…

Служить ближнему по образу Христа

Исполняя свою спасительную миссию, Церковь делает это не только в Таинствах,…

Молитва домашняя и молитва в храме

Вот что рассказал один благочестивый воин о своем хорошем знакомом купце. Это…

Понедельник 3-й седмицы. Прп. Василия исповедника.
9-й час — по обычаю.

Вечерня
Образец совершения вечерни с Пассией
Примечание. В современной богослужебной практике Украинской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели — свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников или же храмовый праздник) чинопоследование пассии.
Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После «Свете Тихий…» бывает вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на Горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне» поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося…». Во время пения этой стихиры отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. (На архиерейской службе: открываются Царские врата, у врат — иподиаконы с дикирием и трикирием, с рипидами; выходит свещеносец с примикирием, два диакона с диаконскими свечами, затем два старших священника несут Евангелие, за Евангелием шествует архиерей, за ним прочие священники по старшинству.) Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма.
Иногда затем следует акафист Страстям Христовым или Кресту Господню, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося…». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе совершается малое каждение. (При архиерейском служении во время чтения акафиста рипидчики, а также иподиаконы с дикирием и трикирием стоят у Креста; если же архиерей сам читает акафист и Евангелие, то дикирий и трикирий приближаются к архиерею).
Далее следует прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».
Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом: на 1-й пассии — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62.
По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15-й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе…».
По окончании пения на солее, при открытых Царских вратах, произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже…», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей (или архиерей) коленопреклоненно читает молитву. Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно.
Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. (При архиерейском служении два старших священника несут Евангелие и возлагают его на престол. Архиерей с амвона благословляет народ, потом священнослужителей в алтаре.) Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются.
Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства.
По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.
Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава» — «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…» с поклоном, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину.
Отпуст обычный.
Примечание. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 14 февраля.
Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й (две — из стихир на стиховне вечера, две другие — из стиховных утрени), Триоди, глас 8-й — 3, и преподобному, глас 4-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати Лица Твоего…», со стихами.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля).
На малом повечерии в воскресенье вечером канон Богородице не читается, так как накануне было всенощное бдение. Читается канон прп. Иоанну Лествичнику (с 30 марта).

На утрене «Аллилуиа», глас 5-й, с припевами понедельника.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
После 1-й кафизмы — седальны Октоиха с мученичном Триоди.
После 2-й и 3-й кафизм — седальны Триоди. Псалом 50-й.Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни: Минеи на 6 (с ирмосом) и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Минеи на 4.
Библейские песни: «Господеви поем…».
Примечание. Порядок чтения библейских песней см. 14 февраля.
Катавасия — 1-я, 8-я и 9-я песни — ирмосы второго трипеснца; 3-я и 6-я песнь — ирмосы Минеи.
По 3-й песни — седален преподобному, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак преподобному, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светильны Триоди.
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Окончание великопостной утрени обычное.
На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я; на 9-м часе — кафизма 9-я.

На изобразительных:
В храме Господском — кондак храма, кондак дня, кондак преподобному. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы — кондак дня, кондак преподобному. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дня, кондак храма, кондак преподобному. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

На вечерне — кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Триоди, глас 1-й и глас 3-й — 3 и преподобномученице, глас 4-й (с 1 марта) — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Входа нет. «Свете Тихий…». Паримии Триоди — 2.
На стиховне стихиры: самогласен Триоди (дважды) и мученичен, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Окончание великопостной вечерни обычное.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua