Православные храмы

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Храм трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (в Голосеево)

Деревяный однокупольный храм в честь трех святителей был построен в…

Часовня великомученика Георгия и храм собора двенадцати апостолов (в МАУП)

Часовня вмч. Георгия сооружена в 1999 г. 7/20 августа 1999 г.…
Публикации

Скупой платит вечно

Известное евангельское изречение о том, что “удобнее верблюду пройти сквозь…

“Истерия” или богохульство? О новой театральной интерпретации Фрейда

Отношение Православной Церкви к театру и, шире, к лицедейству нельзя назвать…

Духовная музыка — звуки ангелов

Молодежный хор Киево-Печерской Лавры под руководством Елены Соловей с 20 по 24…

Чинопоследование литургии оглашенных

Начало литургии оглашенных. Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны.

После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный".

Затем диакон, читая 50-й псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю.

После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы.

Священник, подняв руки горе, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй..." (один раз) - и прославляет Господа ангельским славословием: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (дважды).

Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

Затем священник целует Евангелие (на практике - Евангелие и престол), а диакон - престол.

1. Со дни Святой Пасхи до ее отдания "Слава в вышних Богу..." предваряется чтением не "Царю Небесный", а "Христос воскресе..." (трижды), "Царю Небесный" читается со дня Святой Троицы.

2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же (один) целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно.

Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит:

"Время сотворити Господеви. Владыко, благослови".

Священник, благословляя диакона, говорит: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон, получив благословение от священника, испрашивает его молитв о себе: "Помолися о мне, владыко святый".

Священник: "Да исправит Господь стопы твоя".

Диакон: "Помяни мя, владыко святый".

Священник: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон произносит: "Аминь". Поклонившись священнику, он выходит на солею северными дверьми. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно:

"Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

И далее диакон, воздев руку с орарем, произносит возгласно: "Благослови, владыко".

Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии:

"Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков".

Хор (лик): "Аминь".

Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется "Христос воскресе..." со стихами "Да воскреснет Бог..." От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдании Пасхи поется "Христос воскресе..." (трижды) без стихов. На время пения "Христос воскресе..." царские врата открываются.

По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению.

Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений "Господи, помилуй", "Подай, Господи".

Ектении разделяются на несколько видов.

Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания.

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении.

Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами "Рцем вси..." (о первого прошения) или "Помилуй нас, Боже" (с третьего прошения).

Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами "...у Господа просим". Она начинается словами "Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви".

Ектения об усопших начинается с прошения: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...", "Еще молимся о упокоении..."

3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется к горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь.

Диакон начинает следующими словами великую ектению:

"Миром Господу помолимся..." (смотри Служебник).

1. В словах великой ектении "Миром Господу помолимся..." верущие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды.

2. В великой ектении подробно перечисляются наши прошения к Господу, но главным содержанием всех ее прошений является молитва о мире всего мира.

Священник к общей молитве ектений присоединяется в молитве первого антифона (в великие Господние праздники (двунадесятые) вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или избранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указывающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя ликами (хорами). Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славословием), или предпразднства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмологии. Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в седмичные дни, когда бывает Богородичный праздник или святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

Праздничные антифоны поются во всю Неделю (седмицу) Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее) и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся и в нем исполнил их Своих щедрот и милостей:

"Господи, Боже наш, Его же держава несказанна..."

При служении без диакона священник читает эту молитву после прошения "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную..." (поэтому хор поет медленно "Тебе, Господи"), а не после возгласа, так как возглас есть заключительная часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы 2-го и 3-го антифонов.

Молитва 1-го антифона заканчивается возгласом священника:

"Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения 1-го антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки.

После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы 102-й и 145-й. Эти псалмы пророчески изображают милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия.

Хор поет 1-й антифон 102-го псалма: "Благослови, душе моя Господа..."

По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат, и, совершив поклонение, произносит малую ектению.

Диакон: "Паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй" (и т.д.)

Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве 2-го антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь.

"Господи, Боже наш..."

Священник заканчивает молитву 2-го антифона возгласом:

"Яко Твоя держава, и Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Диакон во время пения 2-го антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя.

Хор поет 2-й антифон (псалом 145-й):

"Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа..."

Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выражает православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения: "И ныне... - Единородный Сыне..."

По окончании пения 2-го антифона и "Единородный Сыне..." диакон становится снова против царских врат и произносит вторую малую ектению: "Паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

По окончании ектений диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве 3-го антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной:

"Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы..." В заключение священник возглашает:

"Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь". И далее - Блаженны, или 3-й антифон.

В это время открываются царские врата для малого входа.

Хор: "Во Царствии Твоем помяни нас. Господи..."

Примечание:

1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в дни воскресные, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: "песнь от канона на Блаженнах"; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников.

2. 3-й антифон составляет Блаженны. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем..." Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блажени из Октоиха.

3. Эти тропари служат подтверждением примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.

4. В воскресные дни число тропарей Блаженн бывает не более двенадцати и не менее восьми. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха, и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре).

5. Если святому не положены Блаженны, то тропари - на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи - на шесть.

Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, то тропари на восемь из Минеи.

6. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке:

На 12-м - Блажени нищий духом... Блажени плачущии... На 10-м - Блажени кротции... Блажени алчущии и жаждущии... На 6-м - Блажении миротворцы... Блажени изгнали... На 4-м -Блажени есте, егда поносят вам... Радуйтеся и веселитеся... "Слава" - тропарь канона. "И ныне" - Богородичен канона.

7. В праздники Господни (двунадесятые): Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнаго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в Минеях месячных или в праздничной, или же в Триодях.

8. Праздничные антифоны состоят из стихов, псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним.

Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"; во втором антифоне припев: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы... во Иордане крестивыйся..." и т.д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: "Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа" (один раз). На "Слава, и ныне" поется песнь "Единородный Сыне..." На третьем антифоне за каждым стихом - тропарь празднику.

9. В седмичные дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах из канона и состоят из стихов псалмов 91-го: "Благо есть исповедатися Господеви...» и 94-го: "Приидите возрадуемся Господеви..."

10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам 1-го антифона - "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"; 2-го антифона - "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас"; 3-го антифона - "Спаси ни, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа".

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu