Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм великомученика Пантелеимона (на Левобережной)

Строительство храма началось в мае 2005 г. Первая Литургия совершена…
Публикации

Собор Небесных Сил бесплотных

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога.…

Пасхальна ніч

У пасхальну ніч, коли хресний хід, обійшовши церкву, зупиняється біля зачинених…

“Село на нашій Україні...” (роздуми про Шевченка та сучасне село)

Є на Київщині село Липовець. Як їхати по трасі в напрямку Черкас, недалеко за…

Чинопоследование проскомидии

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма (стт. 6-12) умывают себе руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие: "Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи..."

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику, и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:

"Боже, очисти, мя, грешного, и помилуй мя", и седален из службы Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее - нашем искуплении:

"Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе".

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию" - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звездицу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы из Голгофе.

Затем диакон тихо говорит: "Благослови, владыко".

Священник возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон: "Аминь".

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Священник по возгласе "Благословен Бог наш..." берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правей руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, и с троекратным же произнесением слов: "В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа".

И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами: "Яко овча на эаколение ведеся..."

(Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).

Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит: "И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих".

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: "Во смирении Его суд Его взятся".

Нижняя сторона надрезается со словами: "Род же Его кто исповесть?"

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:

"Господу помолимся", держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: "Возми, владыко". Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: "Яко вземлется от земли живот Его", и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: "Пожри, владыко" (от слав. слова "пожрети" -принести в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение".

Затем обращает Агнец печатью вверх.

Диакон: "Прободи, владыко".

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: "Един от воин копием ребра Его прободе, и абие (тотчас) изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его".

Диакон: "Благослови, владыко, святое соединение".

Получив благословение, диакон вливает в потир (чашу) вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Священник, взяв вторую просфору, говорит: "В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник".

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой); вблизи от его средины, произнося: "Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны сдеяна, преукрашенна".

Священник, взяв третью просфору (девятичастную) и вынимая из верхней частички, произносит:

1. "Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна", - и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. "Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков", - и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. "Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов", - и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4. "Иже во святых отец наших, святителей Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, и всех святых святителей", - и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

8. "Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц", - и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6. "Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матррей",-и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. "Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников", - и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. "Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже, - и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда" (обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник).

Затем священник говорит:

9. "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: "Иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския", -если совершается его литургия), - и, отделив частицу девятую, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

"Помяни, Владыко, Человеколюбче, Святейшыя православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Алексия, Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего - имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко".

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

"Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея" - и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: "Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия" (или рабов Божиих) - имя рек.

(Пред тем как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием).

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них - за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:

"О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея)".

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших: "Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия (или рабов Божиих), - имя рек".

Заканчивая поминовение, священник произносит:

"Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи".

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное".

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: "Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся".

Священник, благословляя кадило, читает молитву: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа".

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит:

"Господу, помолимся".

Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова:

"И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча".

Диакон: "Господу помолимся".

Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:

"Господь воцарися, в лепоту облечеся..."

Диакон: "Господу помолимся. Покрый владыко".

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: "Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля".

Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:

"Покрый нас кровом крилу Твоею..."

Потом священник берет кадило и, покадив предложение, произносит (трижды): "Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе".

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.

Диакон глаголет:

"О предложенных Честных Дарех Господу помолимся".

Священник, приняв кадильницу, читает молитву предложения:

"Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру..."

По прочтении этой молитвы священника оканчивает проскомидию славословием, произнося: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".

Диакон: "Слава..., и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови".

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст:

"Воскресни из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

На литургии святаго Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския".

Диакон: "Аминь".

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu