Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (на Теремках)

Освящение Креста на месте будущего храма состоялось 13/26 мая 2002…

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…

Публикации

Так чьи же они свидетели?

Священное Писание опровергает секту “Свидетелей Иеговы”

“Праздник, который пробудил сознание людей”

Недавно прошедшие в Киеве торжества переносят нас мысленно не только на 1020…

“Кроме документального и повествовательного жанров, православное кино должно освоить и большинство других”

Продолжаем беседу о православном кино, начатую в прошлом номере. На этот раз мы…

Понедельник 1-й седмицы. Прп. Авксентия.
Совершается служба прп. Авкентию (без праздничного знака) вместе со службой вечерни Недели сыропустной и понедельника первой седмицы Великого поста.

Примечание. Если в понедельник, вторник или среду 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба храма переносится на Неделю сырную, а если этот праздник случится в четверг или пятницу 1-й седмицы, то служба храма переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодору Тирону (см. Типикон, 31-ю и 32-ю храмовые главы).
9-й час — по обычаю.

На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 3-й — 4 (2 со стиховных стихир на вечерне и 2 со стиховных стихир на утрене), Триоди, глас 2-й — 3, и преподобному, глас 4-й — 3. «Слава» — преподобному, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен Минеи по гласу «Славы», от меньших.
Примечание. Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первому святому, а стихиры второму святому с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитех утрени.
Во время пения стихир — обычное каждение. На «И ныне» отверзаются Царские врата. Вход с кадилом. «Свете Тихий».
Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего…» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста.
Ектении «Рцем вси…» нет. После исполнения прокимна чтец тотчас: «Сподоби, Господи…». Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву…» и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чини…».
«Ныне отпущаеши…». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» — «Молите за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь», «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. После третьего поклона — иерей: ССлава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго господина…».
После моголетен диакон возглашает: «Господу помолимся» и иерей читает первую молитву перед началом Великого поста:
«Надеяние всем концем земли, и сущим в мори далече, Боже, пронарекий святыя дни сия постныя законом и пророки, и евангелисты, сподоби всех в чистоте течение постное прейти, веру неразлучну соблюсти, и заповеди Твоя сохранити во вся дни живота нашего. Ангелу мирну заповеждь соблюдати входы наша и исходы на всякое дело благое и спослушающу, и соугождающу к совершенному причащению Пречистых Твоих Таин. Приими же Владыко, коленное поклонение и пост рабов Твоих, подая им благословение духовное, и всем нам, о Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Хор: «Аминь». Диакон: «Господу помолимся« и иерей читает вторую молитву:
«Благословен еси Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Иаковль, сотворивый небо и землю, море и вся сущия в них, положивый человеком покаяние во спасение, и презираяй их прегрешения: приимый слезы раба Твоего Давида пророка, и давый ему оставление грехов кающемуся: Манассии узами железными связаннаго, покаянием же исповедавшагося Тебе молитву приимый, и грехи его оставивый: блудницу, познавшую милость Твою и сходники приимшую, и с миром пустившую, спасый: услыши ныне моление мене недостойнаго раба Твоего, и презри вся согрешения сих рабов Твоих, в покаянии к Тебе прибегающих: и даждь им сердечное сокрушение, и болезнь о гресех, имиже Тебе Творца своего прогневаша, могущую их от грехов очистити. Даждь им благодать Твою, яко да тою возбуждаеми и подкрепляеми, в память злая своя дела приведут, и сия вся во страсе Твоем духовному своему отцу, от Тебе же уставленному судии, истинно исповедят: и сами на себе яко на винных в сердце сокрушенном и смиренном поимствовати, и каятися, и жалети себе о них, и совершеннаго прощения, и от них разрешения Твоим милосердием чрез их духовника, Твоего же судию, по неложному Твоему обещанию сподоби. Ты бо рекл еси: еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесех. ей, Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, приими рабы Твоя, кающияся о своих гресех ведомых и неведомых, вольных и невольных: и сия исповедати по Твоему повелению предложивших, и Твоею силою и благодатию приим их милостивно, укрепи, еже ктому не возвратитися им ко греху, и к злым и неподобным делом, в нихже многажды впадоша: но воздвигни и заступи их от козней диавольских, и от всех сетей неприязненных: яко да без препятия послужат Ти в преподобии и правде, во вся дни живота своего. Ты бо еси Бог наш, в мир пришедый, не праведных призвати, но грешных на покаяние: и седмьдесят крат седмерицею впадающим во грех оставляти согрешения повелевый. якоже убо жену в прелюбодеянии ятую, фарисейми искушающими Тя приведенную не осудил еси, но милостивно рекл еси: иди, и отселе ктому не согрешай: и сих не осуждай, но человеколюбно помилуй. и якоже и другую блудницу плачущуюся, и слезами нозе Твои омывшую, и главы своея власы отершую, помиловал еси милости Твоея ради, подаждь и сим рабом Твоим невозбранныя и теплыя во истинном покаянии слезы. Утверди их ум и сердце, знати Тебе Единаго Истиннаго Сына Божия, вземлющаго грехи мира. Приими их якоже Петра отвергшагося Тебе и покаянием и горькими слезами обращшагося приял еси: простри десницу твою, и приими их, якоже того в мори утопающаго приял еси, и укрепи их на борющаго их диавола: очисти их душу и тело от всякия скверны. Сам бо рекл еси Благий Гос­поди, не требовати здравым врача, но болящим: и пришел еси не спасаемых спасти, но погибающих. Даждь убо Господи Иисусе Христе Боже наш рабом Твоим сим, скончати без порока начатый сей Святый пост, и в нем Твоя заповеди исполняти, в молитвах же прилежати и всеми добродетельми Тебе во вся дни живота своего благоугождати: яко да в чистой совести причаститися неосужденно твоему Божественному Телу, и Животворящей Крови излиянной за весь мир во оставление грехов, сподобятся, и да победят и посрамят диавола на них воюющаго. Ты бо еси Боже Бог кающихся, не хотяй смерти грешнаго, но еже обратитися, и живу быти ему. Не хощеши бо Владыко, создание Твоих рук погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей: но хощеши всем спастися, и в разум истинный приити. Темже и ныне Владыко, не отврати лица Твоего от раб Твоих сих, но даждь им истинное от грехов к Тебе обращение, и от всех дел лукавых избавление: и сподоби всех нас в мире исполненных дел благих доити, и поклонитися Спасительным Твоим страстем, и Святому Воскреснию, и на кончине живота нашего радости вечныя со всеми Тебе благоугодившими получити, в Тебе Бозе и спасителе нашем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков» .
Хор: «Аминь». После чего, иерей благословляет:
«Благословение Господне на вас, Того благодатию и щедротами, и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь».
Литии о усопших после этой вечерни не полагается.
Примечание. Далее в указаниях при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.
По отпусте совершается чин прощения.
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др.
Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии« (Типикон, гл. 49-я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).
После вечерни в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с поклонами.
В течение всего Великого поста все богослужения совершаются по Постной Триоди и Минее. Из Октоиха в седмичные дни берутся только Троичны, светильны и седальны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста в седмичные дни Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздника Благовещения.
Утреня предваряется чтением вседневной полунощницы, которая в первый день начинается позже обычного времени. Перед началом ее звон — 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны…» — три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные понедельники — 16).

Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные

По окончании полунощницы, перед утреней — звон в два колокола. Иерей, открыв завесу Царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» — «При­идите, поклонимся…» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое по «Отче наш» и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» — «Вознесыйся на Крест…», «И ныне» — «Предстательство страшное…». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», «Еще молимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле, и о господине и отце нашем, Блаженнейшем Митрополите Онуфрии, и о Господине нашем Преосвященнейшем (Высокопреосвященнейшем) (имярек)… (поминается правящий архиерей)», «Еще молимся за всю братию и за вся христианы» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь», «Именем Господним…».
Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. По окончании шесто­псалмия — великая ектения.
Затем «Аллилуиа» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае — 3-й), со стихами. Певцы поют: «Аллилуиа» по трижды, на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).
Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.
В понедельник к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, предстательствы Бесплотных Твоих помилуй нас»; ко второму — «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему — «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». Припев к первому тропарю особый для каждого дня седмицы, припевы ко второму и третьему тропарям — постоянные.
Затем кафизмы 4-я, 5-я и 6-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах во всю Четыредесятницу, кроме суббот и Недель, не бывает (если случится праздник, то перед праздничными седальнами произносится малая ектения).
После 1-й кафизмы — седальны Октоиха (см. приложение Триоди). Если в Минее рядовому святому есть кондак, то в седальнах перед Богородичном читается мученичен текущего гласа с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака рядовому святому нет, то мученичен поется по 6-й песни канона (тогда в седальнах этот мученичен опускается).
Примечание. В данном случае мученичен поется на седальнах, так как святому есть кондак (писан по 6-й песни канона).
После 2-й и 3-й кафизм — седальны Триоди (на ряду).
Хор — запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец — «И ныне», и читает псалом 50-й.
Иерей на амвоне произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь», и поется канон.
На великопостной утрене три канона — святому из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.
Примечание. Трипеснцы состоят: в понедельник — из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник — из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду — из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг — из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу — из 5-й, 8-й и 9-й песней.
Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно начинаются ирмосом Минеи и заканчиваются катавасией, ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология для Великого поста).
Если случатся два святых, то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6: ирмос 1-го канона, первый и второй тропарь под один стих, третий тропарь, Богородичен опускается; 2-го канона, первый и второй тропарь под один стих, третий тропарь, Богородичен.
При пении канонов двум святым в песнях без трипеснцев разумнее петь без ирмоса на 8. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второму святому на катавасию.
В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Господеви поем…» до «Огустеша яко стена…» (по Ирмологию). После стиха «Огустеша, яко стена…» поется ирмос канона Минеи.
Певцы — стих: «Рече враг…». Чтец — 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «Послал еси дух Твой…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Кто подобен Тебе…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Простерл еси…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Утешил еси…». Чтец — Богородичен канона.
Певцы: «Тогда потщашася…». Чтец — 1-й и 2-й тропари первого трипеснца Триоди (за один).
Певцы: «Нападет на ня…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Дондеже пройдут…». Чтец — 4-й тропарь.
Певцы: «Введ насади я…». Чтец — Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Господь царствуяй веки, и на век…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди.
Певцы: «И наведе на ня…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен: «Единице простая…».
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен: «Божию Святую Гору воспоим…».
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец — тропарь: «Колесница огненная…».
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец — последний тропарь: «Брашно Адам яде…».
Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Грядите, людие…» (глас 2-й).
Примечание. Песнь 2-я стихословится только по вторникам Четыредесятницы.
Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов с отметки «на 4». Сразу после катавасии 1-й песни певцы — стих: «Господь взыде на Небеса…». Чтец — 1-й тропарь канона.
Певцы — стих: «И даст крепость…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы — ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае — глас 2-й: «Не мудростию…»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.
По 3-й песни — малая ектения. Седален преподобному, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4-я (из Минеи). Певцы — ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой — сила моя…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы стих: «И на высокая возводит…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 5-я (из Минеи). Певцы — ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы — стих: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Хранящии суетная…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы — стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы — ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае — глас 4-й: «Пожру Ти со гласам…»).
По 6-й песни — малая ектения. Кондак и икос (если есть). В данном случае — кондак и икос преподобному, глас 2-й.
Примечание. Если в Минее кондака рядовому святому нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди).
Песнь 7-я (из Минеи). Певцы — ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы: «Благословен еси на тверди…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 8-я поется, как 1-я. Хор или чтец читает подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите, вся дела Господня…» и до: «Благословите огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите росы и иней…». Чтец — 1-й тропарь Минеи.
Певцы: «Благословите сланы…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Благословите свет и тьма…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите земля…». Чтец — снова 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите источницы…». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы: «Благословите вся птицы небесныя…». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите сынове…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите священницы…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите дуси…». Чтец — Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Благословите Анания, Азария, Мисаил…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Благословите апостоли…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Древле оросившаго…».
На 9-й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев).
Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев…». Чтец — 1-й тропарь из канона Минеи.
Певцы — стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Якоже глагола…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Спасение от враг…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Сотворити милость…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «И ты отроча…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Дати разум…». Чтец — Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Направити ноги нашя…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — последний тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Преестественно плотию…».
Затем — «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа с пением окончаний по распеву Троичных тропарей (см. приложение Триоди). После 1-го исполнения светильна поется окончание: «Предстательствы Бесплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» — тот же светилен. Певцы — 2-е окончание светильна: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» — тот же светилен. Певцы — 3-е окончание светильна: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания — постоянные.)
После светильна чтец — хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес…» и другие стихи по обычаю. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Читается вседневное славословие.
Просительная ектения и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Примечание. Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из второго приложения Минеи, а в среду и пяток — Крестобогородичен Минеи на ряду. Если святой не имеет «славника» стихир на стиховне, то «Слава, и ныне» — Богородичен, или Крестобогородичен Триоди.
Чтец: «Благо есть…» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец — тропарь: «В храме стояще славы Твоея…», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед Царскими вратами: «Сый благословен…». Чтец: «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны: 3 великих, 12 малых с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз — «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей возвращается в алтарь и закрывает завесу.

Образец совершения 1-го часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы

На 1-м часе — после трех псалмов и «Аллилуиа» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма. Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — читается, а не поется. На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются.
После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) — чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец»), став пред Царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «За­утра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы — тот же тропарь. Иерей — стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Иерей: «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Когда иерей произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей творит поклон. Иерей: «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» — «Что Тя наречем…».
Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды).
Примечание. Тропари часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются.
Чтец — Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец — Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг — «Преславную Божию Матерь…»; в среду и пяток — «Скоро предвари…»), «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. Конечное Трисвятое по «Отче наш».
Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). И молитва: «Христе, Свете Истинный…». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе…».
Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст великий и многолетны.
О литии о усопших
По Уставу, по окончании 1-го часа совершается лития о усопших, которая, по Типикону, является неотъемлемой частью утреннего богослужения. Заупокойная лития по окончании 1-го часа назначается Типиконом во все седмичные дни года. В субботу, Неделю и в праздничные дни литии нет. Такая же лития назначается Уставом и после отпуста вечерни в том случае, если вечерня не соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, т. е. в понедельник, вторник и четверг. (В среду и пятницу вечерня служится в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.) Не полагаются литии о усопших и после вечерни понедельника, которая служится в Неделю вечером.
Таким образом, в период Святой Четыредесятницы Типикон назначает литии по окончании 1-го часа и по отпусте вечерни. Различаются они лишь тем, что на литии после 1-го часа полагается чтение Оглашений прп. Феодора Студита (в среду и пятницу): «И чтутся Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита от предстоятеля или от экклисиарха, яко предписася, сиречь в среду и пяток» (см. Постную Триодь, служба понедельника 1-й седмицы Великого поста).
На практике лития совершается следующим образом:
В притворе (или в соответствующем месте храма) заранее устанавливается панихидный стол (тетрапод). По окончании 1-го часа или вечерни священник берет кадило и в предшествии двух свещеносцев исходит в притвор северными вратами (Царские врата и завеса не открываются). За ним, при пении самогласной стихиры храма, следуют хор и молящиеся. Стихира берется из службы того праздника или святому, которому посвящен придел, где совершается служба. Это может быть стихира по 50-м псалме или одна из литийных стихир. (Если святой не имеет праздничного знака, шестеричный или славословный, и его служба не содержит указанных песнопений, стихира берется с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир).
Иерей возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Певцы: «Аминь» и тропари 4-го гласа: «Со духи праведных…», «В покоищи Твоем, Господи…». «Слава» — «Ты еси Бог…», «И ныне» — «Едина Чистая…». Иерей (с кадилом) произносит сугубую заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже…», «Еще молимся о упокоении…», «Яко да Господь Бог…», «Милости Божия…», «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (40). Молитва тайно: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». «Слава Тебе, Христе Боже…» и т. д. Отпуст: «Воскресый из мертвых…». По отпусте поются особые стихи, глас 8-й: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, присно поминаемии» (трижды); и глас 7-й: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» (единожды).
Образец совершения 3-го, 6-го и 9-го часов в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы

Великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней (если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров). Перед каждым часом ударяют в колокол соответственно 3, 6 или 9 раз, перед изобразительными — 12 раз, перед вечерней — звон в два колокола.
3-й час. Иерей в епитрахили, перед Царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма — «Слава, и ныне», «Аллилуиа» — и стихословится рядовая (в понедельник — 7-я) кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что на 1-м часе). После кафизмы иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец») перед Царскими вратами поет тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…»; «Не отвержи мене от лица Твоего…». По исполнении тропаря и поклонов иерей: «Слава». Чтец: «И ныне» — Богородичен: «Богородице, Ты еси Лоза истинная…» и прочее. После молитвы «Иже на всякое время…» иерей (на солее) произносит: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец — молитву: «Владыко Боже…», и начинается 6-й час.
6-й час. Псалмы и кафизма (в понедельник — 8-я) читаются в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы, как и на 3-м часе, поется тропарь часа, глас 2-й: «Иже в шестый день же и час…». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою…»; «Аз к Богу воззвах…». «Слава». Чтец: «И ныне» — Богородичен 6-го часа: «Яко не имамы дерзновения…». Тропарь пророчества. «Слава, и ныне» — тот же тропарь. Иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 4-й: «Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет», со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7-й: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…». Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец — тропарь: «Спасение соделал еси…», «Слава» — «Пречистому Образу Твоему…». На «И ныне» — в понедельник, вторник и четверг — «Милосердия сущи Источник…»; в среду и пятницу — Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…» и читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец — молитву: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9-й час.
9-й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе — 9-я кафизма). Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да приближится молитва моя…»; «Да внидет прошение мое…». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Чтец — молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны.

Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы

Изобразительны. Отверзается завеса Царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Гос­поди, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» — «Помяни нас, Господи…», на «И ныне» — «Помяни нас, Господи…». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный…». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся…», «Лик Небесный…», «Слава» — «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» — «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей — возглас.
Кондаки на изобразительных:
В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) — кондак храма, кондак дня (в четверг — два), кондак рядовому святому Минеи (если есть), «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы — кондак дня (в четверг — два), кондак рядовому святому Минеи (если есть). «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дня (в четверг — два), кондак храма, кондак рядовому святому Минеи (если есть). «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Примечание. В понедельник не следует читать кондак храма святых сил бесплотных, во вторник — Предтечи, а в четверг — кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.
Примечание. Если на утрене кондак рядовому святому отсутствует, то на изобразительных он также не читается; если рядовому святому два кондака, то читается один по выбору.
«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед Царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.

Образец совершения вечерни в Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров

Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа…». Иерей (в епитрахили и поручах) читает перед Царскими вратами светильничные молитвы. По псалме — великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети ми…» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы — малая ектения.
«Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди (глас 2-й и 5-й) — 3, и Минеи, глас 1-й (с 15 февраля, ап. Онисиму) — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен, Минеи, глас тот же.
Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий…». Иерей или диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем. Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Иерей: «Премудрость». Чтец — прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен второй паримии Триоди, со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение второй паримии.
Примечание. Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия — из Бытия, вторая — из книги Притчей.
По окончании паримии чтец: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная и молитва главопреклонения.
По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, предстательство всех…».
После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас (на солее). Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» — «Молите за ны…» (поклон). Затем — «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…» (на солее). Чтец — молитву: «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…», и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Чтец — конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…», полностью. Иерей (на амвоне): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть» (до середины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (земной поклон). Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей — великий отпуст, на котором поминается святой (святые) следующего дня. Певцы — многолетны. Закрывается завеса Царских врат. Заупокойная лития.

Великое повечерие.

Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие совершается отдельно от вечерни.
С понедельника по четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.
Перед повечерием звон в колокол — 12 ударов. Иерей в епитрахили, сотворив перед Царскими вратами (при закрытой завесе) три поклона, возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Приидите, поклонимся…» и псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…».
Примечание. Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста в связи с положенным здесь пением Великого канона прп. Андрея Критского. В другие дни он читается на своем месте — после молитвы «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».
По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с текстом Великого канона прп. Андрея Критского.
По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель…», и далее следует канон (ирмос дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмос дважды и припевы. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», кондак: «Душе моя, душе моя…». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсеменнаго зачатия…» (и поклон).
По окончании канона продолжается повечерие от псалма «Внегда призвати…». После псалма 90-го — пение: «С нами Бог…» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» поется: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» — «С нами Бог…», «И ныне» — «С нами Бог…». И в завершение — «Яко с нами Бог».
После «С нами Бог…» — тропари: «День прешед, благодарю…». «Слава» — «День прешед, славословлю…», «И ныне» — «День прешед, песнословлю…», «Безплотное естество херувимское…» и «Верую…».
После «Верую…» поются «молительные стихи». Иерей выходит из алтаря и перед Царскими вратами произносит нараспев: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» (поклон).
«Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел…» (поклон).
«Святый Иоанне, Пророче и Предтече…» (поклон).
«Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы…» (поклон).
«Преподобнии и богоноснии отцы наши…» (поклон).
Стих с упоминанием храмового святого (поклон).
«Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило…» (поклон).
«Боже, очисти нас, грешных» (поклон).
«Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас» (поклон).
Затем чтец — Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым).
По «Отче наш» поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и среду — на глас 2-й: «Просвети очи мои, Христе Боже…». «Слава» — «Заступник души моея буди, Боже…», «И ныне» — «Яко не имамы дерзновения…». Во вторник и четверг — на глас 8-й: «Невидимых враг моих неусыпание…»; стих: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой…»; «Яко страшен суд Твой, Господи…». «Слава» — «Слезы ми даждь, Боже…», «И ныне» — «Непостыдную, Богородице, надежду…». «Господи, помилуй» (40). «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец — молитву свт. Василия Великого: «Господи, Господи…».
«Приидите, поклонимся…», псалом 50-й, псалом 101-й, молитва царя Манассии и Трисвятое (это Три­святое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» — «Господи, помилуй нас…», «И ныне» — «Милосердия двери…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» — «Честнейшую», «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче…».
«Приидите, поклонимся…».
Примечание. Далее, кроме первых четырех дней Великого поста, читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…». В понедельник — четверг 1-й седмицы этот псалом здесь опускается, так как прочитывается в начале повечерия.
Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…», вседневное славословие: «Слава в вышних Богу…».
Примечание. Во все седмичные дни, кроме первых четырех дней 1-й седмицы Великого поста, после «Слава в вышних Богу…» полагается канон Богородице Октоиха и канон (со стихирами) рядовому святому, а по окончании их — «Достойно есть». О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
Затем чтец — Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется третьим). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно» (т. е. громко и медленно), на глас 6-й: «Господи Сил, с нами буди…». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется, по Уставу, антифонно. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» — «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…», «И ныне» — «Многая множества моих, Богородице, прегрешений…», «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене…», «Все упование мое на Тя возлагаю…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны и благослови ны…», «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. Иерей возвращается в алтарь. Чтец — конечное Трисвятое. По «Отче наш» — «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей с непокровенной главой, стоя на коленях лицом к «приклоншимся на землю» молящимся, читает молитву отпуста: «Владыко Многомилостиве…».
По молитве, «нам вставшим», иерей творит поклон, глаголя: «Благословите, отцы святии…». Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» (или «Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных»). Иерей, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: «Помолимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле, и о господине и отце нашем Блаженнейшем Митрополите Онуфрии, и господине нашем Высокопреосвященнейшем (Преосвященнейшем) (поминается правящий архиерей)…», «О богохранимей стране нашей…», «О ненавидящих и любящих нас», «О милующих и служащих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавлении плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори плавающих», «О в немощех лежащих», «Помолимся и о изобилии плодов земных», «И о всякой души христиан православных», «Ублажим православныя архиереи и ктиторы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя». Певцы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, несколько раз). Иерей: «Рцем и о себе самех», певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Певцы: «Аминь».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me