Православные храмы

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Феофания

В первый раз источник в Феофании в XIX веке освятил святитель…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…
Публикации

Возвращение к вере отцов

Исполняется 60 лет со дня воссоединения греко-католиков с Православной…

Почитание святой великомученицы Варвары

Прошло 1700 лет со дня мученической кончины 12-летней девочки — святой…

Любовь — основа воспитания

Семья есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни. Потому-то…

5 февраля ст.ст. / 18 февраля н.ст.

Суббота. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Попразднство Сретения. Мц. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Совершается заупокойная служба субботы мясопустной. Сужба свт. Феодосию переносится на 4 февраля. Служба попрозднства в этот день не совершается. Служба мц. Агафии переносится на повечерие.

Примечание. Такая служба бывает и в субботу перед Троицей. Если же на этот день придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых кладбищенских храмах — «гробницах», или в предыдущую субботу (см. Типикон, гл. 49, «В субботу мясопустную…», 1-е «зри»).
9-й час — по обычаю.

На вечерне — кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 1-й — 3, и Триоди, глас 8-й — 3. «Слава» — Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю…», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…».
Входа нет. Вместо прокимна — «Аллилуиа», на 8-й глас, с заупокойными стихами: «Блажени, яже избрал…» и «Души их во благих…». «Сподоби, Господи…». Ектения: «Исполним вечернюю…».
На стиховне — мученичен и два мертвена Октоиха 1-го гласа с заупокойными припевами (см. Триодь). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Начаток ми и состав…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…».
Примечание. «На стиховне мученичен гласа, и два мертвена Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопустную...»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа — два мученична и два мертвена.
По Трисвятом — тропарь, глас 8-й: «Глубиною муд­рости…». «Слава, и ныне» — «Тебе и стену, и пристанище…». Ектения — «Помилуй нас, Боже…» и отпуст.
Примечание. В Триоди Постной сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших, и поем канон рядового гласа мертвым». Устав панихиды тот же, что в период пения Октоиха.
На повечерии канон мертвен Октоиха (без ирмосов) и служба мц. Агафии. По «Достойно» — кондак, глас 6-й: «Со святыми упокой…».
Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не читается ввиду того, что он уже прочитан или пропет на панихиде, а вычитываются службы рядовым святым.
Полунощница субботняя, по обычаю.

На утрене «Аллилуиа», глас 8-й, с заупокойными стихами. Тропарь «Глубиною мудрости…» (дважды). «Слава, и ныне» — «Тебе и стену…».
Кафизма 16-я. Малая ектения обычная. Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й: «Яко добрии воини...» и 3-й: «В месте светле…», также глаголем стих: «Дивен Бог…» и читаем 4-й мученичен: «Ранами святых…», другой стих: «Многи скорби праведным…» и читаем покоин гласа: «Смертную державу Христе упразднив…». «Слава, и ныне» — Богородичен по 2-м стихословии: «Едина Крепкая…»).
Кафизма 17-я, разделяемая на две статии. Через северные и южные врата священник с диаконом выходят на середину храма к тетраподу (панихидному столу).
Примечание. В приходских храмах существует практика выхода (на чтение 17-й кафизмы и на ектению по 6-й песни канона) через Царские врата.
Первая статия начинается пением: «Блажени непорочнии…».
Примечание. Обычно иерей (со свечой в руке) читает стихи псалма, а певцы тихо поют припев: «Благословен еси, Господи…».
После 91-го стиха певцы поют 92-й и 93-й: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем»; «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» (каждый стих трижды).
Затем малая заупокойная ектения (с кадилом). Если нет диакона, по возглашении: «Господу помолимся» — певцы тихо: «Господи, помилуй» (40), во время тайной молитвы иерея: «Боже духов и всякия плоти…». Если служба совершается с диаконом, то иерей тайно вычитывает молитву «Боже духов…» во время диаконских прошений.
По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…» (каждение).
Иерей читает псаломские стихи, до 175-го стиха. Певцы припевают: «Спасе, спаси мя». Последние стихи: 175-й и 176-й — «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне»; «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» — положено петь по трижды, и тотчас — тропари по непорочных, глас 5-й: «Святых лик обрете…», во время которых священник с диаконом совершают полное каждение всего храма.
Затем малая заупокойная ектения (с кадилом). По возгласе седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…» (эти седальны обычно поются хором). Священник с диаконом входят в алтарь. Читается 50-й псалом.
Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмос дважды) и Триоди на 8.
Библейские песни: «Господеви поем…».
Катавасия Триоди — «Песнь возслем…».
Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», к последним тропарям — «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия — тот же ирмос.
По 3-й песни — малая ектения (обычная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни, во время пения катавасии, через северные и южные врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Кондак, глас 6-й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же. Диакон во время пения кондака совершает малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака священник с диаконом входят в алтарь.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» — ин светилен Триоди, «И ныне» — Богородичен Триоди.
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увядает…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице…».
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры покойны из Октоиха рядового гласа (в данном случае 1-го). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Болезнь Адаму бысть…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».
По Трисвятом — тропарь «Глубиною мудрости…». «Слава, и ныне» — «Тебе и стену…».
Ектения сугубая. Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Читается 1-й час и отпуст.
На часах — тропарь и кондак заупокойные.

На Литургии блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я — 8.
По входе тропарь — «Глубиною мудрости…». «Слава» — кондак: «Со святыми упокой…», «И ныне» — Богородичен: «Тебе и стену…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — за упокой.
Апостол и Евангелие — дня и за упокой.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu