Православные храмы

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 4‑м роддоме, на Оболони)

Первый молебен отслужен в 2002 г., устав религиозной общины…
Публикации

“...Она будет называться женою...”

Адам приводится в бытие из праха земного: “И создал Господь Бог человека из…

Познавательные способности души в “Мистагогии” прп. Максима Исповедника

“Мистагогия” (букв. “тайно-водство”) — трактат о Боге, мире, Церкви, человеке и…

Блаженнейший Митрополит Владимир: “Слова “европеец” и “христианин” должны быть синонимами”

— Ваше Блаженство, в последние десятилетия карта Европы сильно изменилась, что…

Полиелейная утреня

Полиелей тесно связан с чтением Евангелия на утрене - со всеми подготовительными и последующими литургическими моментами (и сам служит вступлением, введением в это чтение); поэтому полиелей и Евангелие представляют единство, исторически связанное внутренним смыслом по форме и содержанию. Вследствие этого полиелей без Евангелия не имеет смысла и никогда не бывает.

По прочтении кафизм отверзаются царские врата и начинается торжественное пение избранных стихов из псалмов 134 и 135:

"Хвалите имя Господне"... с припевом: "Аллилуиа".

При пенни стихов священник, в предшествии диакона со свечей, совершает каждение всего храма в знак того, что все просвещает свет Христов и на всех простирается Его милость. Сначала кадят на икону праздника или святого, находящихся на аналое посреди храма, затем кадят весь алтарь. Далее выходят на солею, кадят сначала правую и левую сторону иконостаса, затем священнослужителей, стоящих у иконы посреди храма, певчих на клиросах и всех молящихся в храме.

Полиелей (от двух греч.слов – «полис» - многий и «елеос» - милость) можно перевести так: «многомилостивый, или многомилостивое (пение)». Это происходит от того, что сем полиелей состоит в стихотворении псалмов 134 и 135 с возвращающимся в конце припевом «Яко в век милость Его», где Господь восхваляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

Пение полиелея сопровождается возжжением многочисленных светильников (почему слово «полиелей» производят от – «много, маслина, масло, елей, «многомаслие», много лампад с елеем). В Типиконе об этом сказано так: «В начале же полиелей подобает возжигати вся свещи и оставляти (их) горети до окончания 5-й песни и тогда паки погащати» (Типикон, 24 гл.).

Типикон регулирует время пения полиелея следующим образом: в дни воскресные его полагается петь с 22-го сентября до 20 декабря, и с 14-го января до Сырной недели. Собственно о полиелее на воскресном бдении в Типиконе не упоминается, отмечается лишь пение «непорочных», т.е. 118 псалма с примыкающими к нему тропарями: «Ангельский Собор….» и др. Взамен припевов полагается характерный стих этого псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Нет никакого сомнения, что это и есть древнейшая форма этого отдела воскресной утрени.

Эти «непорочны» в воскресные дни поются: 1) от Недели мироносиц до Недели Пятидесятницы, 2) от Недели всех святых до 22-го сентября, 3) от 20 декабря до 14 января, 4) в Неделю мытаря и фарисея, 5) в 1,2,3,4 и 5 неделю Великого поста.

Во все воскресные дни, а также и в праздничные поется полиелей. Если же в указанные дни, когда положены «непорочны», случится отмечается праздник Господский или Богородичный или святого с бдением или полиелеем, то «непорочны» составляются, а поется полиелей. Так указывается Типиконом (см.17 гл.). В современной практике в приходских церквах установилось правило круглый год на воскресных утренях петь исключительно полиелей.

Полиелей особенно типичен для служб под воскресенье и большие праздники (Господни, Богородичны и великого святого), ибо особенно сказалась милость Божия и особенно подобает хвалить Его имя в благодарность за эти милости.

Во время пения полиелея полагается раздача от настоятеля свечей служащим с ним (Типикон, 2 гл.).

К псалмам 134 и 135, составляющим содержание полиелея, в подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) полагается к полиелею прибавлять 136 псалом: «На реках вавилонских.….» с «Аллилуиа», т.е. на особый умилительный и сладкогласный напев.

За полиелеем следует величание (в дни праздников: Господских, Богородичных, святых и храмовых). Тексты величания содержатся в Следованной Псалтири и Ирмологионе. Величание идет в таком порядке: непосредственно вслед за полиелеем священнослужители всем собором поют величание один раз. Затем оба хора повторяют величание на тот же текст многократно. В это время священник и диакон совершают каждение. После каждения священнослужители поют величание еще один раз.

После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас: «Яко благословися имя Твое….».

Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакой, во время которого не полагается сидеть.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.

В воскресные дни поются антифоны настоящего гласа, в праздники, кроме воскресения, поются антифоны 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти». В двунадесятые Господни праздники, если случатся в воскресный день, также поются антифоны «От юности моея….» (4-го гласа).

За степенным антифоном следует особое подготовление к чтению Евангелия.

Диакон говорит: «Вонмем! Премудрость! Вонмем!». Затем следует прокимен того Евангелия, которое будет читаться. Прокимен бывает или гласа Недели, или, если случится праздник, гласа праздника.

После прокимна диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй». Священник «Яко свят еси, Боже наш». Затем диакон возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Певцы повторяют тоже самое. И так два раза. В третий раз диакон произносит первую часть: «Всякое дыхание», а певцы отвечают: «Да хвалит Господа».

Диакон: «И о сподобитися нам слышанию святого Евангилия Господа Бога молим». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Затем диакон возглашает: «Премудрость, прости! Услышим святого Евангелия». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник: «От (им.евангелиста) святаго Евангелия чтение».

Певцы славословят Господа, пришедшего возвестить благую весть о спасении Им рода человеческого: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе».

Затем, после диаконского приглашения: «Вонмем!» - следует чтение Евангелия священником.

В Недели (т.е. под воскресенье) полагается читать следующее по порядку из 11-ти воскресных чтений (если только не случится двунадесятый, Владычный или храмовый праздник). В седмичные дни полагается читать положенное для утрени праздничное Евангелие. В случае совпадения праздника с воскресением, преимущество отдается воскресному Евангелию.

Воскресное Евангелие должно читаться в алтаре, изображающем в данном случае гроб Господень (см.Типикон, гл.2-я).

В другие праздники Евангелие полагается читать среди церкви, потому что среди церкви поставляется икона праздника, смысл которого возвещается Евангелием. После чтения воскресного Евангелия, священник выносит его из алтаря и дает целовать. Целовать же икону и получить помазание священника елеем (тем, который освящен на вечерне при благословении пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) полагается после утрени перед первым Часом. Однако в многолетней практике приходских церквей вошло в обычай правило класть Евангелие на алой рядом с иконой праздника, целовать Евангелие и икону и получать помазание или благословение от предстоятеля, а затем освященный хлеб. И происходит это не в конце утрени, а во время пения канона. Однако, надо все время иметь в виду, что здесь, ради удобства (множество молящихся и нежелание задерживать их в конце утрени) не нарушается Устав, а получил новое развитие.

По прочтении Евангелия хор поет: «Воскресение Христово видевше….». Это песнопение установлено петь на утрене под воскресный день. Оно также поется и в следующие праздники: Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, в субботу св. праведного Лазаря.

В день же Пасхи, во всю Пасхальную (Светлую седмицу), а также и во все воскресные дни, начиная с Пасхи до Вознесения, это песнопение поется трижды.

В Пятидесятницу, Рождество, Крещение и Преображение песнь «Воскресение Христово видевше….» на утрене не поется даже в том случае, если эти праздники придутся в воскресенье. В неделю Ваий ее тоже не поют.

После «Воскресение Христово….», читается 50-й псалом.

Пятидесятый псалом заканчивается молитвенными призываниями заступничества апостолов и Божией Матери.

«Слава», «Молитвами Богородицы, Милостиве, счисти множество согрешений наших».

Затем поется опять стих 50 псалма: «Помилуй, мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!»

Пение на «Слава, и ныне» только что приведенное варьируется в зависимости от праздника.

В Недели, подготовительные к Великому посту, т.е. мытаря и фарисея, блудного сына, мясную, сырную и в Великий пост – до Недели ваий, после прочтения 50-го псалма поется на «Славу» покаянный тропарь: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче….». На «И ныне» - второй тропарь: «На спасение стези настави мя, Богородице….». Затем к стиху «Помилуй мя, Боже…..» прибавляется третий покаянный тропарь: «Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный трепещу страшного дне суднаго….».

Под воскресенье (если с ним не совпадает двунадесятый или храмовой праздник) после стиха: «Помилуй мя, Боже…..», полагается стихира воскресная: «Воскрес Иисус от гроба…..».

В великие праздники – (Господние, Богородичные и храмовые – даже если они случатся в воскресенье) вместо воскресной стихиры поется праздничная. В праздники великих святых (с бдением или полиелеем), случившиеся не в воскресные дни, поется также стихира празднику или святому.

После этого читается литийная молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя….»

Далее следует «Господи, помилуй» (12 раз) и возглас: «Милостью и щедротами и человеколюбием……». После возгласа начинается пение канона. Катавасия положена после каждой песни.

На 3-й, 6-й и 9-й песнях канона совершается все так же, как и на вседневной утрени.

После малой ектении и возгласа священника: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя….», полагается диаконский возглас: «Свят Господь, Бог наш». Хор: повторяет тот же текст. Затем диакон возглашает 1-й стих: «Яко свят Господь Бог наш….», затем диакон возглашает 2-й стих: «Над всеми людьми Бог наш», а хор: «Свят Господь Бог наш».

Так как указанное стихословие является особым прославлением воскресения Господня и всемогущества Его всепобеждающей силы, то его полагается петь в субботу св. праведного Лазаря и в Великую субботу.

Далее положены светильны, или экзапостиларии. Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.

После светильна – экзапостилария стихословятся, в некоторых случаях антифонно, псалмы 148, 149 и 150. Перечисленные псалмы называются «хвалитными», так как в них часто повторяется слово «хвалите» и восхваляется Господь, стихословие это соединено с пением стихир. Эти стихиры называются «стихирами на хвалитех» или «стихирами хвалитными». Они, как правило, поются в конце 149 псалма и за каждым стихом 150 псалма.

Если случается воскресенье, владычный праздник или праздник святых с великим славословием, то поется текст на соответствующий глас: «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. (Пс.148,149) Тебе подобает песнь Богу».

В другие дни поются (т.е. антифонно стихословятся) псалмы в следующем порядке. Хор: «Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». Второй хор: «Хвалите Его солнце и луна» (Пс.148,3). «Воспойте Господеви песнь нову…» (Пс.149).

Здесь начинаются стихиры «на хвалитех». «Сотворите в них суд написан….» (Пс.149,9) «Хвалите Бога во святых Его хвалите…..» (Пс.150).

В этих псалмах прославляется всемогущество и правосудие Божие. Если же поются стихиры на 8, то к этим стихам присоединяются другие стихи.

На «хвалитех» на «Слава» полагаются (если случится воскресенье) стихира евангельская. Затем на «И ныне» поется Богородичен: «Преблагословенна еси, Богородице Дево….» (в воскресенья, кроме тех, с которыми совпадают великие праздники Господни, как то: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Вход Господень во Иерусалим, Пятидесятница). В другие дни – другой Богородичен.

Кроме того, «Преблагословенна еси, Богородице Дево…..» поется еще в Субботу Лазареву (если она совпадает с праздником Благовещения) и в Страстную Субботу у (даже если случится Благовещение).

Перед началом пения Богородична отверзаются царские врата, и по окончании Богородична священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». За этим возгласом поется великое славословие: «Слава в вышних Богу…..» А в конце: «Святый, Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» (трижды).

Трисвятое не является частью великого славословия, но представляет примыкающую к нему самостоятельную часть.

За трисвятым, если случится воскресенье, поется тропарь воскресный или праздника. Если случится воскресенье, предпразднство, попразднства, отдание праздника и двунадесятые праздники Богородицы, то поется тоже воскресный тропарь. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

Тропарь воскресный в недели (1-го. 3-го, 5-го и 7-го гласов): «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея….»

Тропарь воскресный в недели 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов:

«Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти….»

Оба тропаря являются торжественным заключением великого славословия и с ними части утрени, центром которой является радостная, благая весть Евангелия о воскресении.

После пения великого славословия полагается сугубая ектения, начинающаяся словами: «Помилуй нас, Боже…..» Она примыкает к заключительному Трисвятому великого славословия и перечисляет лиц, о помиловании которых Церковь умоляет Господа.

После сугубой ектении произносится просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…..» Затем следует возглас диакона: «Премудрость!» Далее совершается все в таком порядке, как и во время совершения службы святому с великим славословием.

На воскресной утрене всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых св. пророк Давид подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (Пс.21), смерти, сошествии в ад и воскресении (Пс.15), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (Пс.23). Этот псалом полон ликования. Господь Победитель отверзает двери рая, входит Сам и отверзает их для верных своих.

Во время полиелея открываются Царские врата в знак того, что отверст гроб Христов, и через Воскресение Христово отверсты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц ко гробу и возвещение нам радостной вести ангелами.

После тропарей «Благословен еси, Господи» (в воскресный день) и малой ектении поется особый седален, называемый ипакои – (послушание, ответ, отклик).

Термин «ипакои» возник в IV веке и известен св. Афанасию Великому и св. Иоанну Златоусту. На Западе ему соответствует респонсорное пение, о котором упоминает бл. Августин (IV в.). Термин «ипакои» значит, собственно, «подпевание»(от глагола подпеваю).

Затем поются антифоны или степенны.

Эти антифоны составлены, по-видимому, преп. Феодором Студитом. Они состоят из стихов пятнадцати псалмов (от 119 до 133). Эти псалмы называются песни степенней (ибо пелись, как полагают, двумя хорами евреев, на ступенях – «степенях» Иерусалимского храма).

Появление степенных антифонов исторически легко объяснить здесь тем, что перед чтением Священного Писания Нового Завета первые христиане пели псалмы, сообразно с тем, как пели их иудеи, и, по-видимому, руководясь их традиционными указаниями в технике исполнения. Евреи же пели их на ступенях (степенях – отсюда «степенны») Иерусалимского храма, друг против друга стоящими хорами (отсюда – антифон – «противогласие»). Психологически же здесь степенны антифоны вполне уместны, ибо после того как в полиелее и сопровождающих его песнопениях явлена была слава и блеск небесного Отечества, вполне естественна и понятна тоске по нем и печаль странника на земле греха и скорби. Таким странником всегда чувствует себя подлинный христианин: «Не имамы бо зде граде пребывающе, не грядущего взыскуем».

Степенны – антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. Христианин в этих псалмах выражает чувства души, желающей освободиться из плена греховного – рабства диаволу – и вселиться в обители, открытые воскресением Христовым.

Далее поются прокимны. Воскресные прокимны возникли сравнительно поздно. Они находятся в памятниках ХІ-ХІІ веке и то в виде далеко не полном и не для всех гласов.

Далее в порядке утрени следует чтение Евангелия. Подготовительные возгласы к чтению Евангелий, аналогичны таким же возгласам на литургии указывают на древность этой части восходящей к эпохе единства бдения и Литургии. В нынешнем виде эти возгласы появились в ХІ-ХVІ веках.

Славословием «Яко свят еси….» и пением «Всякое дыхание да хвалит Господа» заканчивается полиелей, т.е. торжественно-хвалебное введение к слушанию св. Евангелия.

Утреннее Евангелие всегда читается священником, вообще предстоятелем. «Иерей глаголет утреннее Евангелие, - говорит архиеп. Вениамин, - для того, чтобы прежде напитать божественным словом тех, которые в следующем священнодействии (т.е. на литургии) будет питать таинственным хлебом». Долг питать верных прежде словом, а потом хлебом, иерей заимствует из примера Самого Христа, который питал Свою Церковь прежде учением, а потом таинством Теле Своего (цит. соч., стр. 134).

Нынешний устав утренних Евангелий возник в VIII веке. Но место чтения этих Евангелий в древности отличалось от нынешнего. Именно: после великого славословия, по Уставу Великой Церкви, и после шестой песни канона (в древнейших редакциях Студийского Устава). Нынешнее место эти чтения занимают в более поздних редакциях Студийного Устава. По нынешнему Типикону Великой Константинопольской Церкви, это чтение совершается после 8 песни канона (см. Скабалланович, цит. соч., стр. 247-248).

На воскресной утрене Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам, поэтому Евангелие читается на алтаре, как бы над гробом Господним и потом выносится на средину храма для поклонений и лобызания.

Во время выноса Евангелия из алтаря, верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются Ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше…..» Таким образом, «изнесение» св. Евангелия из алтаря на середину храма знаменует то, что Воскресший Господь является к нам недостойным, подобно тому как Он явился по воскресении Своим женам – мироносицам и св. апостолам. О целовании Евангелия в воскресные дни, архиеп. Вениамин также говорит: «В воскресные дни сам иерей выносит и держит Евангелие для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, Христа, Которого проповедовал. Приходящие кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как мироносицы - жены, и все поют: «Воскресение Христово видевше … » (цит. соч., стр. 134).

С момента полиелея все возрастает торжество и радость этой части утрени. В нескольких местах она достигает как бы самих небес, сияет ослепительным светом и людям верующим действенно двется познать, что в Лице Бога Слова небо сходит на землю. К числу таких мест надо отнести: сам полиелей, величание, «Поклонение Отцу», и, наконец, высочайший момент победного торжества – «Воскресение Христово видевше…..» Песнь эта иерусалимского происхождения и содержится в Иерусалимском пасхальном последовании ІХ века. Она, несомненно, возникла из древнейшего Страстного и Пасхального богослужения, составляя одно целое с Литургией, ибо часть этой песни мы видим в нынешнем латинском Миссале на Литургии Страстного Пятка.

Как известно, иногда в некоторых храмах во время полиелея выносится на средину храма иконы праздника или святого и пред нею поется величание празднику. Иконы, «износимые» на средину храма, раскрывают перед ними ту мысль, что Церковь небесная и земная через Воскресшего Христа составляет едину, что святые в нами, как ходатаи наши перед Богом, они молятся вместе с нами и всегда спешат на помощь каждому из нас.

50 псалом с древнейших времен составляет необходимую принадлежность утрени. Это мы наблюдаем в эпоху св. Василия Великого и в древнейших редакциях Устава Великой Константинопольской Церкви. Он входит почти во все инославные утрени.

Кроме того, следует иметь в виду, что целование Евангелия, по Уставу, полагается именно во время чтения этого псалма.

По окончании канона, заключаемого малой ектений, диакон на воскресной утрене возглашает: «Свят Господь Бог наш» со стихами. Все эти стихи, взятые из 98 псалма, являются специфическими признаками праздника воскресения и относятся к пострадавшему на кресте и воскресшему Господу Иисусу Христу. Поэтому это стихословие бывает только в те воскресные дни, когда в них не случается другого праздника Господня. «Свят Господь Бог наш» принадлежит к числу светильнов и встречается уже в Студийском уставе.

Воскресные экзапостиларии принадлежат авторству Константина VII Порфирородного (Х в.). На нынешнем месте утрени экзапостиларии появляются в «Иерусалимском Последовании» (Х-ХІІ).

Потом поются хвалитные псалмы 148-150. Утреннее употребление этих псалмов перешло в христианское богослужение из синагогального. Эти псалмы мы встречаем в конце утрени уже в V веке, о чем свидетельствует св. Вассиан. В нынешнем месте утрени эти псалмы мы встречаем в описании Синайского бдения VII века.

Далее следует пение стихир на «Хвалите». Эти стихиры встречаются в описании Синайской утрени ХІІ века. Там они называются тропарями.

В конце хвалитных стихир поется Богородичен: «Преблагословенна еси…» Хотя эта песнь была известна сравнительно рано в ІХ веке, но нынешнее место она стала занимать с ХIV-XV веков. Первоначально в Уставе Великой Константинопольской Церкви и по Синайскому Кановарю она является в качестве входного тропаря на литургии третьего дня св. Пасхи (Скабалланович, цит. соч., стр. 304-305).

Возглашение священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и ответ хора вместо народа: «Слава в вышних Богу….», говорит о том, что в древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра и далее выражается благодарение Господу за то, что Он показал нам, христианам, свет Богопознания.

И текст и история великого славословия имеют огромное значение, ибо в этом тексте более, чем в каком-либо, обнаруживается единство всенощного бдения и Литургии, еще в древности отнесенной на утро. «Хвалим, благословим» заимствовано из утрени «Завещания» - памятника ІІІ века. Оно тесно связано в нынешним «Тебе поем…..» на литургии Центральный текст великого славословия в его нынешнем виде, равно как и текст «Сыне Божий, вземляй грех мира» входит целиком в состав современной латинской литургии.

После великого славословия поется тропарь, в котором (в воскресенье) прославляется воскресший Христос, разрушивший смерть и освятивший мир светом Своим чрез проповедь святых апостолов. Согласно греческому евхологию, воскресные тропари принадлежат авторству св. Иоанна Дамаскина. В начале эти тропари употреблялись только в Пасхальном богослужении.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu