Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Целительница» (при Больнице скорой помощи)

Первая Литургия была служили в ноябре 1996 г. Храм размещался в…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бабьем Яру

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…
Публикации

История Константинопольской Православной Церкви

Византий, Царьград, Новый Рим, Стамбул — так в разные эпохи назывался…

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение — это Таинство, в котором, при помазывании тела елеем, призывается…

Світла Седмиця

Пасха у Православній Церкві окрім того, що вона є найурочистішим моментом у…

Первый час

Служба первого Часа есть первая служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени.

Часы бывают двух типов: с псалмами (трехпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные). Тип трехпсалмных часов в свою очередь разделяется на три подтипа: I) вседневные, 2) великопостные, 3) великие (под сочельники). Междочасия же, хотя и представляют собою типы Часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в числе суточных служб не входят. В древности они несомненно входили в круг древних Часов.

Молитвословия первого Часа находятся в Следованной Псалтири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе. В конце утрени, после пения: "Утверди Боже..." священник задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: "Приидите, поклонимся..." и положенные псалмы первого Часа. Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда первый Час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.

Первый час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с "Приидите, поклонимся" (трижды).

Затем следует характерное для Часов трехпсалмие; в первом Часе оно состоит из 3 псалмов (из 5 пс. "Глаголы мои внуши, Господи...", 89 пс. "Господи, прибежища был еси нам..." и 100 пс. "Милость и суд...").

За трехпсалмием следует "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды), опять "Слава" и тропарь празднику или святому, затем "И ныне" - Богородичен: "Что тя наречем..."

Далее следуют стихи из псалма 118 (ст. 133-136 - "Стопы моя направи...", "Избави ми от клеветы...", "Лице Твое просвети...", "Да исполнятся уста моя...").

Затем "Трисвятое", "Отче наш..." и кондак праздника или святого. "Господи, помилуй" (40 раз), после чего следуя общая молитва повечерия, полунощницы и Часов "Иже на всякое время..." За этой молитвой следует троекратное: "Господи, помилуй. Слава, и ныне", потом: "Честнейшую херувим...." "Именем Господним благослови, отче".

Священник, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв светильничных и утренних), говорит: "Боже, ущедри..." Чтец отвечает: "Аминь". Священник же продолжает молитву, в которой прославляет Христа: "Христе, Свете истинный..."

Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном. "Взбранной Воеводе..." За этой торжественно-благодарствен-ной и победной песнью священник произносит: "Слава Тебе, Христе Боже..." Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Благослови!" Священник говорит отпуст первого Часа.

Пение "Взбранной Воеводе" в сущности не относится непосредственно к первому Часу (в Уставе его нет), а является кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования Первого Часа.

В практике имеет место традиция, в силу которой в великие праздники вместо "Взбранной Воеводе..." поется кондак праздника. (Например, 25 декабря вместо "Взбранной Воеводе" поется "Дева днесь", и т.п.).

Если совершалась вседневная утреня, то на первом Часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на первом Часе произносится малый отпуст.

При совершении первого Часа вспоминается, как сказано в Служебнике, "како Спаситель наш в первый Час дне веден бысть в претвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть" (Извест. учит., в Служебнике).

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения", в 5 псалме раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святым граде, т.е. небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100).

Первый Час стоит в начале суточных служб уже в древнейших греческих памятниках VIII века, т.е. почти со времени возникновения суточного богослужебного круга. Источники службы первого Часа восходят к временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит св. Василий Великий и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы первого Часа. Есть сведения о службе первого Часа, восходящие ко времени жизни преп. Саввы Освященного. О соединении первого Часа с утреней упоминает Никон Черногорец (XI в.). На Западе первый Час становится известным с VI в., в уставах св. Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е. Диаковский, первый Час непосредственно примыкает к утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов (Труды Киевской духовной академии, 1909, май, стр. 547). Отсюда становится ясно, что первый Час органически связан с утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубоко историческое основание.

Что касается песни "Взбранной Воеводе...", то этот текст, как утверждают некоторые литургисты, принадлежит, по всей вероятности, Георгию Писиде (VII в.), ибо им начинается известный акафист Божией Матери, принадлежность которого авторству Георгия Писиды не подлежит сомнению. Исторические обстоятельства, побудившие Георгия Писиду написать эту песнь и акафист, полагают, были события войны 626 года, когда Византийская империя победоносно отразила от стен столицы соединенные силы азиатских народов, среди которых были и "Тавроскифы" - русские славяне.

К. Никольский придерживается несколько другого мнения. Он говорит, что "Взбранной Воеводе..." составлена греками в то время, когда они избавились от нападения Киевских князей - Оскольда и Дира (866 г.), разбитых на своих судах бурею у Константинополя при погружении в море ризы Божией Матери. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu