Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (Северное кладбище)

Отпевание проходит в ритуальном зале кладбища.

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм преподобного Серафима Саровского в Пуще-Водице

Вопрос о строительстве церкви для Пущи-Водицы встал вскоре после…

Публикации

Православная церковная периодика: вчера, сегодня, завтра

Церковная периодика не может похвалиться такими же большими тиражами, как…

Исповедь сверстнику

Обращение к неправославным молодым людям, имеющим ошибочное представление о…

Выбор жениха и невесты

Приятно и радостно смотреть на семью, в которой царствуют любовь и мир, в…
Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни.

Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным и благодатным Своим светом, дабы нам "бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти" в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия - Иисуса Христа.

В утренней богослужении мы также чествуем святых угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события.

Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира.

В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7).

В Новом Завете - в царстве благодари - с утром соединены многие священные воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.

Православная Церковь призывает вас к утреннему богослужению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постановлениях говорится: "По-утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день..."

В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни: "Слава в Вышних Богу...", а в конце утрени бывает возглашение: "Слава Тебе, показавшему нам свет".

Итак, освящать утро дня соответствующими времени песнопениями - обычай древний. Есть много свидетельств, подтверждающих этот обычай древности. Так, например, историк Евсевий Кесарийский (IV в.) называет псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем богослужении, издревле установленными и сложенными (кн.5,28). В творениях св. Василия Великого (IV в.) также есть упоминание о способе стихословия утренних псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного (Псал. 204). У св. Афанасия Великого (IV в.) имеется указание на употребление в утреннем богослужении великого славословия.

Существует три вида утрени:

1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени находится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типикона.

2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается.

3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге. ..

Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона.

Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует Древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:

1. Начальные псалмы - шестопсалмие с великой ектенией и тропари на "Бог Господь".

2. Кафизмы, на праздничной утрени - полиелей с Евангелием.

3.. Канон.

4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом "Премудрость", и отпуст.

Все эти четыре части внутренне связаны и представляют собой как бы непрерывно развертывающуюся картину, в которой сочетаются скорбь и радость, мрак и свет, покаяние и славословие. В дальнейших текстах ("Бог Господь, и явися нам...") эта картина становится еще величественнее, озаряемая светом упований и надежд, достигающих своей вершины (если совершается праздничная утреня) в блеске полиелея и радости праздничного Евангелия.

За этим, подобно полноводной реке, начинает свое величавое течение канон, в котором прославляются священные лица и объясняется смысл праздника.

За каноном следует хвала и славословие единому, истинному Виновнику всякого торжества. Богу; затем прославление праздника пением тропаря, и благословение Господне на отпусте.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me