Православные храмы

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм всех святых воинов

27 апреля / 10 мая 2009 г. освятили Крест на месте строительства…

Публикации

Великий князь киевский Юрий Долгорукий (К 850-летию со времени кончины)

850 лет прошло со времени смерти великого Киевского князя Юрия Владимировича…

“Блаженни милостивии”

“Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия.” Свт.…

Современные притчи и “письма к себе”. Обзор конкурсных работ кинофестиваля “Покров–2008”

Как уже писала “Церковная православная газета”, с 10 по 14 октября в киевском…
Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни.

Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным и благодатным Своим светом, дабы нам "бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти" в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия - Иисуса Христа.

В утренней богослужении мы также чествуем святых угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события.

Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира.

В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7).

В Новом Завете - в царстве благодари - с утром соединены многие священные воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.

Православная Церковь призывает вас к утреннему богослужению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постановлениях говорится: "По-утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день..."

В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни: "Слава в Вышних Богу...", а в конце утрени бывает возглашение: "Слава Тебе, показавшему нам свет".

Итак, освящать утро дня соответствующими времени песнопениями - обычай древний. Есть много свидетельств, подтверждающих этот обычай древности. Так, например, историк Евсевий Кесарийский (IV в.) называет псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем богослужении, издревле установленными и сложенными (кн.5,28). В творениях св. Василия Великого (IV в.) также есть упоминание о способе стихословия утренних псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного (Псал. 204). У св. Афанасия Великого (IV в.) имеется указание на употребление в утреннем богослужении великого славословия.

Существует три вида утрени:

1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени находится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типикона.

2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается.

3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге. ..

Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона.

Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует Древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:

1. Начальные псалмы - шестопсалмие с великой ектенией и тропари на "Бог Господь".

2. Кафизмы, на праздничной утрени - полиелей с Евангелием.

3.. Канон.

4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом "Премудрость", и отпуст.

Все эти четыре части внутренне связаны и представляют собой как бы непрерывно развертывающуюся картину, в которой сочетаются скорбь и радость, мрак и свет, покаяние и славословие. В дальнейших текстах ("Бог Господь, и явися нам...") эта картина становится еще величественнее, озаряемая светом упований и надежд, достигающих своей вершины (если совершается праздничная утреня) в блеске полиелея и радости праздничного Евангелия.

За этим, подобно полноводной реке, начинает свое величавое течение канон, в котором прославляются священные лица и объясняется смысл праздника.

За каноном следует хвала и славословие единому, истинному Виновнику всякого торжества. Богу; затем прославление праздника пением тропаря, и благословение Господне на отпусте.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me