Православные храмы

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…

Храм святых Царственных страстотерпцев (в 1‑й детской больнице)

Первый Молебен (освящение куличей) служили на Пасху, 10 / 23 апреля…
Публикации

“Если выживу — стану священником”

Такой обет в Кандагаре дал Богу “афганец” Петр Квашнин. Он стал священником и…

Точка зрения: отлучен и очень опасен

Истерика, которую закатили на пресс-конференции Филарет и Мовчан, удивила…

Бесовское изобретение

Гордость есть отступление от Бога, бесовское изобретение, погубившее…

Великая Вечерня

"Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили благодарение", - так пишет св. Василий Великий о тех благочестивых стремлениях, которыми руководились древние творцы вечерних храмовых молитвословий. С эпохи великого каппадокийца чин вечерни пополнился другими молитвами и песнопениями, приобрел полноту и стройную соразмерность.

В современной Великой вечерне, которой начинается служба, намечаются три части:

1. Начальный возглас, предначинательный псалом и великая ектения. Антифон 1-й кафизмы("Блажен муж").

2. Псалом: "Господи, воззвах" (140-ой), стихиры к нему, "Свете Тихий", прокимен и ектений: сугубая и просительная.

3. Стихиры на стиховне, тропарь и отпуст.

Великая вечерня совершается в те дни, когда Устав предписывает на утрене полиелей. Кроме того, она иногда совершается на воскресный день и на праздник, когда по каким-либо причинам не совершается положение Уставом всенощное бдение.

Великая вечерня частично изложена в 7-й гл. Типикона, которая имеет следующую надпись:

"...во дни недельные, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время". Порядок же вечернего входа изложен во 2-й гл. Типикона. Отпуст вечерни изложен в 7-й гл. Типикона и в Служебнике.

Начинается великая вечерня таким же порядком, как и вечерня вседневная, т.е. в начале читается 9-й час. По прочтении его священник отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: "Благословен Бог наш..." Чтец: "Аминь. Приидите поклонимся" (трижды) и далее читает 106 псалом. Священник в это время перед св. вратами читает светильничные молитвы.

После великой ектений "Миром Господу помолимся" поется "Блажен муж" - первый антифон, т.е. первая "Слава" первой кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся первая кафизма, на которой после каждой "Славы" перед царскими вратами производится малая ектения.

Пение антифона "Блажен муж" по содержанию своему и форме отличается торжественностью. По:тому он "не полагается" в дни, когда нет полиелея (торжественного пения "Хвалите имя Господне") на утрене. ("Блажен муж" на вечерне как бы символически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с днями Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о содеянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя.

После малой ектений хор поет 140 псалом: "Господи, воззвах" и стихиры по Уставу. Во время пения "Господи, воззвах" диакон или священник, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма.

По окончании пения стихир "И ныне" поется стихира, которая называется "Богородичной". На малой вечерне и вечерне вседневной поются обыкновенные Богородичные стихиры (не догматики) и содержат прославление Божией Матери. В пятницу и на бдении в неделю (т.е. под воскресенье) после стихир на "Господи, воззвах" поется Богородичен догматик текущего гласа.

Во время пения "И ныне" диакон отверзает царские врата и совершается вход. Сначала священник вместе с диаконом прикладываются к св. престолу. Затем диакон берет кадило и испрашивает на него благословение, у служащего священника. Священник, благословляя кадило, с молитвой: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еще приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа", идет за диаконом от южной стороны престола через горнее место северной дверью на солею; пред ними предносится свеча, которая ставится справа от св. врат. Диакон кадит икону Спасителя и Божией Матери и тихо произносит: "Господу помолимся". Священник останавливается против царских дверей и читает тайную молитву входа: "Вечер и заутра, и полудне..." Диакон, покадив иконы и священника, и повернувшись к нему, берет перстами правей руки орарь и, указывая к востоку, говорит: "Благослови, Владыко, святый вход". Священник благословляет к востоку и произносит: "Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон: "Аминь" - и кадит снова священника. Когда окончится пение догматика, диакон становится в царских вратах и, начертав кадилом крест, возглашает: "Премудрость, прости". На клиросе поют: "Свете Тихий..." Диакон входит в алтарь и кадит св. Престол; за ним входит в царские врата священник, который целует при этом, находящиеся на св. вратах иконы Спасителя и Божией Матери" (сначала целует икону Спасителя и, благословив крестообразно свещеносца и народ целует икону Божией Матери).

По входе в алтарь диакон кадит престол и горнее место. Священник же, целуя св. престол, идет на горнее место и становится по правую сторону престола, обратившись лицом к западу. Диакон, став на левой стороне св. престола, произносит: "Вонмем". Священник: "Мир всем". Хор: "И Духови Твоему". Диакон: "Премудрость, вонмем" - и затем произносит прокимен дня со стихами (см. Служебник, Часослов, Следованная Псалтирь), после чего закрываются царские врата.

На каждый день седмицы берется особый прокимен (прокимны, называемые великими, имеют при себе не по одному стиху, а по три; потому поются продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.). Во все воскресные дни в течение всего года поется один и тот же великий прокимен: "Господь воцарися, в лепоту облечеся" и далее три стиха. В Господские праздники вечером: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они случатся в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, поется особый великий прокимен. Если же эти праздники совпадут в субботу, то в субботу вечера поется прокимен:

"Господь воцарися...", а великий прокимен праздника поется в самый день праздника в пятницу вечером (Типикон, послед. 14 сентября).

На некоторые праздники и памяти святых полагаются чтения паримий. Каждая паримия предваряется возгласом диакона:

"Премудрость", а когда чтец скажет название чтения, например:

"Бытия чтения", диакон возглашает: "Вонмем", затем чтец читает паримий.

После прокимна, а если есть паримий, то после паримий, диакон через северную дверь выходит из алтаря и произносит сугубую ектению: "Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем" (Если нет диакона, то священник эту ектению произносит в алтаре). Во время ектений священник внутри алтаря стоит пред св. престолом и по окончании ектений произносит возглас: "Яко милостив и человеколюбец Бог еси...".

За возгласом читается молитва: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам..." После чтения этой молитвы диакон произносит просительную ектению, начинающуюся словами: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Эта ектения является как бы продолжением предшествующего моления "Сподоби, Господи...".

Далее поются "стихиры на стиховне" с особыми стихами к ним, которые находятся наряду в службе.

Затем читается "Ныне отпущаеши" и Трисвятое по "Отче наш..." Священник произносит возглас: "Яко Твое есть царство... Хор: "Аминь" - и поет тропарь праздника с Богородичным воскресным по гласу тропаря.

При пении тропаря открываются св. врата и диакон выходит на солею и становится напротив образа Спасителя. По окончании пения тропарей он возглашает: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен Христос Бог наш"... Хор: "Аминь". "Утверди, Боже...." Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую..." Священник: "Слава Тебе, Христе Боже..." Хор: "Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды), Благослови". Затем священник делает отпуст, а хор поет многолетие: "Великого Господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси..." (см. Типикон, 7 гл. С.В. Булгаков. "Настольная книга", Харьков, 1900, стр. 759-761).

После отпуста священнослужители (священник и диакон) входят в алтарь, царские врата закрываются и задергивается завеса.

Если только великая вечерня совершается вместе с утреней, то после пения тропарей диакон: "Премудрость". Хор:

"Благослови". Священник: "Сый благословен Христос Бог наш..." Хор: "Аминь. Утверди, Боже..." Священник: "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей Троице..." Хор: "Аминь" - и сразу же начинается утреня чтением шестопсалмия.

На великой вечерне особенного внимания заслуживают те песнопения, которые не встречаются на вседневной вечерне. Поэтому необходимо указать как на историческую, так и на символическую сторону этих песнопений.

Так, например, употребляемая первая кафизма на великой вечерне, т.е. пение "Блажен муж", встречается в памятнике VI века, именно, в описании Синайской вечерни у св. Иоанна и Софрония. У Никона Черногорца - (в Тактиконе XI в.) имеется рассказ Софрония и Иоанна Синайской вечерни конца У1 в. и начала VII в. "Сказывал нам авва Иоанн и авва Софроний, -говорит автор данного известия, - пред святою неделею (воскресеньем) пошли мы к авве Нилу на гору Синайскую. Старец был вверху, на вершине горы. Так как мы пришли к вечерне, то он начал: "Слава Отцу" и проч., и после того как сказал: "Блажен муж" и "Господи, воззвах" без тропарей... со стороны слушателей задавали вопрос: "Почему авва Нил не сохраняет чина кафолической церкви, когда поет "Господи, воззвах" без тропарей" (А. Петровский. "Богословск. Энцикл." т. III, СПб., 1902, с. 335). Из приведенного отрывка можно сделать заключение, что в состав, вечерни VI в. пение "Блажен муж" уже входило.

В этом псалме, т.е. "Блажен муж", по толкованию архиеп. Вениамина, и в двух последующих прославляется обещанный всему миру Ходатай, Христос, Сын Божий. Содержание этих псалмов следующее: "Вочеловечившееся Слово Божие есть един Блаженный Муж, который греха не сотворил. Он есть древо жизни. Это древо нечестивых демонов возметает, как прах..." (цитир. соч., стр. 99).

Песнопения, посвященные в честь Божией Матери, называются Богородичными. Богородичные - многообразны. Из них особое богословское значение имеют догматики. Стихира "Богородичен догматик" называется так, ибо происходит от греческого слова "догма", это значит "учение". В догматике содержится похвала Пресвятой Богородице и догматическое учение о Лице Иисуса Христа (христология), т.е. учение о воплощении Господа и соединении в одном Лице Его двух природ - Божественной и человеческой.

Во время пения Богородичной стихиры совершается вечерний вход.

Вход со светильником и кадильницей означает приход Христа в мир для просвещения его: "Аз есть свет миру" (Ин. 8, 12). Перед входом на вечерне отворяются царские врата и священник в предшествии свещеносца и диакона выходит боковыми, а не царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрыв Божественную славу Свою. Открытие Царских врат, именно, и означает, что рай Боговедения и Богообщения, закрытый преступлением и грехом Адама Ветхого, вновь отверзается пришествием на землю Адама Нового, воплотившегося Слова, и Богочеловека. При этом входе, говорит Симеон Солунский, "иерей несет или благовоннейшее кадило, которое означает святую душу Христа и жизнь Его, или держит Евангелие, как бы Самого Господа, и с ним наклоняется в знак того, что Христос нисшел к нам. Потом он выпрямляется, показывая, что Христос и Сам восшел, и нас воздвиг с Собою. Это выражает он также или, творя крест кадильницею, словами: "Премудрость, прости", или же возвышением Евангелия" (Архиеп. Вениамин, чит. соч., стр. 104).

При служении с диаконом, впереди несут светильник, знаменующий свет Христов; за светильником следует диакон с кадильницею, изображающий как бы Предтечу, а за ним идет священник "прост" (Типикон, 2 гл.), т.е. прям, с опущенными вниз руками, знаменуя величие Христа, пришествие в мир Которого он в это время изображает. Во время входа священник после тайного возглашения диакона: "Господу помолимся", тайно читает молитву входа: "Вечер и заутра, и полудне хвалим..." Что касается догматического смысла входа на вечерне, то к сказанному в тексте следует прибавить еще следующее: "Иисус Христос пришел в мир через Божию Матерь". Поэтому вполне уместно и необходимо пение Богородична при совершении этого действия. Что же касается истории символики входа, то следует различать вход на литургии и вход на вечерне, хотя возможно, что они восходят к общему корню. Общий первоначальный смысл входа, несомненно, есть первое вступление в алтарь. Лишь впоследствии вход отодвинулся от начала службы, но все же и в наше время находится близко к нему. Одно из древнейших, если не самое древнее упоминание входа на вечерне, есть 90 правило Трулльского Собора (VII в.).

После пения Богородичной стихиры диакон возглашает:

"Премудрость, прости". "Здесь слово "Премудрость" означает Христа, - объясняет архиеп. Вениамин" (цит. соч., стр. 108.) Слово: "прости" означает в переводе "прямое" или "прямо" и имеет многоразличный и многообразный смысл. Непосредственно оно означает приглашение стоять благоговейно "прямо". Диакон перед священником именно изображает св. Иоанну Предтечу" (см. К. Никольский, стр. 210).

Св. Герман объясняет это слово так: "Да возносим сердца наша вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем откровение благ" (архиеп. Вениамин. "Новая Скрижаль", стр. 108).

Тропарем называется краткое молитвенное обращение к святому или же к памяти прославляемого церковью лица, день которого празднуется в связи с воспоминанием священного события. После тропаря следует Богородичен.

На воскресном всенощном бдении тропарь и Богородичен заменяются тропарем: "Богородице, Дево, радуйся..." Основное содержание тропаря "Богородице, Дево, радуйся..." - евангельское и состоит оно из соединения приветственных слов Архангела Гавриила и Елизаветы, обращенных к Божией Матери (Лк. 1,28-42). Слова этого тропаря мы имеем в древнем списке литургии ал. Иакова. Позже, в XI в., прибавляются слова:

"Яко Спаса родила еси душ наших".

Пение тропаря "Богородице, Дево..." на великой вечерне под воскресенье определяется следующими правилами:

1) Если не случится в неделю (воскресенье) святой с бдением, то по "Ныне отпущаеши..." и "Отче наш..." поется тропарь: "Богородице, Дево, радуйся..." (трижды) (Типикон, 2 и 4 гл.).

2) Если воскресенье совпадет с праздником святого с бдением, то поется "Богородице, Дево, радуйся" (дважды) и тропарь святому (едино).

3) Если служба святому с бдением совпадет со службой в седмичные дни, то поется тропарь святому (дважды) и "Богородице, Дево, радуйся" (единожды).

4) В праздники Господские и Богородичные в неделю (воскресенье) пение "Богородице, Дево..." заменяется пением тропарей праздника.

5) В неделю (воскресенье), в которую случится предпразднество Преображения, Введения, Благовещения или же отдание Введения и Благовещения, "Богородице, Дево..." поется как в службу под воскресенье, т.е. если не совпадет память святому, которому полагается совершать бдение, а в остальных случаях, как при святом со бдением.

Если празднуется память двух святых в седмичные дни, то поется тропарь первому святому, на "Слава" - тропарь второму святому и на "И ныне" - Богородичен по гласу второго тропаря.

Если в седмичные дни совершается празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря чтимого святого из третьего приложения (т.е. воскресный Богородичен).

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu