Православные храмы

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Храм в честь Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы

Храм открыт в 2013 году и в этом же году совершена первая…
Кбм
кбм
arhocenka.ru
Тюнинг форд фокус
Студия дизайна в сфере тюнинга авто! Индивидуальный подход! Разумные цены
fordfocusshop.ru
Юридическая консультация
Юридическая консультация лучших юристов! Работаем без предоплаты
advocate-ryabyshev.ru

Публикации

Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма.

Жизнь и творчество выдающегося русского художника В. М. Васнецова тесно связаны…

Слово в защиту святого равноапостольного князя Владимира

Наверное, многим верующим приходилось слышать упреки наших заблудших братьев о…

Слово священика до протестантiв

Браття і сестри, з любов’ю хочу звернутись до вас. Зі всього я бачу, що ви є…
Следующей службой после девятого часа является вечерня. Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию Типикона, "перед вечером мало" (вечерня вседневная, Типикон 9 гл.), «прежде солнечного захождения» (вечерня малая, Типикон 1 гл.) и «по еже зайти солнцу мало» (вечерня великая, Типикон 2 гл.). Итак, по различию дней вечерня бывает «великая», совершаемая в воскресные и праздничные дни; «малая», «поемая» перед воскресными и праздничными днями, в которые положено всенощное бдение; и, наконец, вечерня «вседневная», или будничная, которая собственно принадлежит к кругу ежедневного богослужения. Состав песнопений, положенных на вечерне, дан в Часослове (чины вечерни), а иерейские молитвы, возгласы и диаконские ектении находятся в Служебнике (чин вечерни).

Совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл.) следующим образом.

После молитвы девятого часа: «Владыко Господи….» отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы девятого часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 гл.), исходит из алтаря северной дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…». «Чтец: «Аминь»». «Приидите поклонимся» …..(трижды), и читает псалом (103-й), называемый предначинательным: «Благослови, душе моя, Господа».

В таких случаях, когда девятый час не совершается, то вечерня начинается обычно так.

Священник: «Благословен Бог наш….» Чтец: «Аминь» и читает обычное начало, т.е. «Царю Небесный….», Трисвятое по «Отче наш…» «Господи помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся» (Трижды), а затем предначинательный псалом.

Во время чтения предначинательного псалма священник, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно семь светильничных молитв, которые находятся в Служебнике в самом начале «Чина вечерни». Светильничными эти молитвы называются потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.

Чтец, окончив чтение 103 псалма, произносит «Слава, и ныне», с троекратным «Аллилуиа». После этого священник, стоя на том же месте, на солее, произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся». Если со священником служит диакон, то по окончании 103 псалма он (диакон) исходит северными дверями на амвон, кланяется священнику и произносит великую ектению, священник же уходит в алтарь. По окончаний ектений диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит священник, то он уходит в алтарь только по возгласе "Яко подобает...").

После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начинается чтением псалма, а не пением "Господи, помилуй" (трижды) со "Славой". По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В неделю, (воскресенье) вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.

Далее хор поет "Господи, воззвах" со стихирами по Уставу" (счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4,6, 8,10. Стихиры на "Слава" и на "И ныне" в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз). "Господи, воззвах" в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее. Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда "Господи, воззвах" поется на глас текущей недели Октоиха и первые три стихиры будут из Октоиха, а остальные из Минеи. Общее количество стихир по Уставу положено шесть, не считая стихиры на "Слава" и "И ныне".

Далее "Слава, и ныне" и поется Богородичен, а по вторникам и четвергам поется Крестобогородичен, которые находятся наряду в Минее. С пятницы на субботу на "И ныне" поется догматик гласа истекающей недели. В дни празднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи. Иногда у святого имеется стихира на "Славу". В таком случае Богородичен берется па "И ныне" из приложения Минеи по гласу "Славы".

Во время пения стихир "Господи, воззвах" диакон, а если нет диакона, то священник, совершает каждение (Типикон, 2, 9,22 гл.) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйди северной дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клироса, молящихся и весь храм. После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре кадит пред престолом священника и этим заканчивает каждение (см. Типикон, 22 гл.).

После стихир на «Господи, воззвах», хор поет «Свете Тихий» (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).

Если священник служит без диакона, то он произносит: «Вонмем», «Премудрость, вонмем» и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен). Хор поет прокимен. После прокимна чтец: «Сподоби, Господи….» Затем священник (или диакон) произносит просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».

Если службу совершает священник с диаконом, то возгласы после «Свете Тихий», «Вонмем» и прокимен произносит диакон в алтаре на Горнем месте (у престола). Произносить же просительную ектению, как и все ектении, диакон выходит на солею.

После ектении и возгласа: «Яко благ и человеколюбец Бог еси….» Хор: «Аминь». Священник – «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Хор: «Тебе, Господи» (протяжно). Священник тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы возглас: «Буди держава Царствия Твоего….». Затем поются стихиры на стиховне.

В период предпразднства и попразднства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в другие дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день. В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и две стихиры на «Господи, воззвах» мученичны «Слава» святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на «Слава» из приложения Минеи, а Богородичен «стихиры на стиховне» опускается.

После стиховных стихир читается: «Ныне отпущаеши….» и Трисвятое по «Отче наш…..». Затем священник произносит возглас: «Яко Твое есть Царство….». Хор поет тропарь.

В обычные дни тропарь святому, «Слава, и ныне» - Богородичен от меньших, т.е. из четвертого приложения по гласу тропаря. В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на "Слава, и ныне" - тропарь праздника. Если в один день память двум святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь первому святому, затем "Слава" - тропарь второму святому, а на "И ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тропаря. В субботу тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.

После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению; начиная с прошения: "Помилуй нас. Боже..." (ектения эта находится в Служебнике}. По возгласе: "Яко милостив..." диакон возглашает: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен..." Хор: "Утверди, Боже..." Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую..." Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...." Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Священник северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст (Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусти произносятся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые - после полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

Великие отпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на малых отпустах таких воспоминаний не бывает. "Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в понедельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу" и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, которого память совершается в день службы.).

Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии св. Иоанна Златоуста.

Причем если службу будем совершать в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни священник будет произносить так: "Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет вас, яко благ и Человеколюбец».

После отпуста поется многолетие: «Великаго Господина…..». Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: «Утверди, Боже…», священник произносит возглас: «Слава Святей….» и далее начинается утреня.

После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.

Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в главных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, например, некоторые указания на предначинательный псалом и на пение «Господи, воззвах» (стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – «Господи, воззвах к Тебе», так и называются «Стихиры на Господи, воззвах», термин стихира появился сравнительно поздно (около IХ в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках припевы «Господи, воззвах» назывались тропарями) имеются в VIII книге Апостольских Постановлений и в памятниках VIII-IX веков.

От IV-V вв. имеются свидетельства о светильничных молитвах, которые священник читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светилльниками.

Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью Вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня в IV века и до нового времени называлась также «светильничное». Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня и сначала они относились к «антифонам вечерни», т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб – всенощного бдения и литургии.

После предначинательного псалма в Светильничных молитвах на вседневной вечерне следует великая ектения.

Великая ектения называется еще "мирной", потому что начинается выражением "Миром", или, вернее, "В мире".

Термин "ектения" - "молитвенное прошение" - очень древний, ибо он встречается уже на рубеже 1 и П веков. (См. "Послание к Коринфянам" св. Климента Римского). В 1У в. именно в древнем чине Амвросианской литургии встречается форма весьма близкая к современной. Непосредственными же предшественницами ектений нашего времени являются диаконские молитвы в редакциях: асирско-антиохийской (III в.) и Иерусалимской (Постанов. Апост. IV и V вв.).

Выражение "Паки и паки", характеризующее малую ектению, встречается в IV в. (Постановл. Апостол.).

О псалме 140 на вечерне есть упоминание в 1У в. (св. Иоанн Златоуст). Далее, начиная с X в., упоминания о его употреблении на вечерне становятся повсеместными на Востоке.

Что касается гимна "Свете Тихий", то он восходит к эпохе катакомб и является наряду с "Господи, воззвах" и стихирами типичной особенностью вечерни.

Хронологию автора песни "Свете Тихий" установить трудно. Это одно из древнейших песнопений первоначального христианства, о котором упоминается в Греческом Часослове, автором его назван св. Афинагор (нач. IV века). Весьма распространено мнение, согласно которому автором "Свете Тихий" является св. муч. Афинаген (III в.). Св. Василий Великий в своем "Послании к Амфилохию о Св. Духе" (гл. 29) пишет следующее: "Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, -говорит св. Василий Великий, - которые читают во время светильных молитв, впрочем народ повторяет древний голос и никому не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят:

"Поем Отца, Сына и Св. Духа" (Творения св. Василия Великого, 1, к Амфилохию о Духе Святом, 29. 73).

Славянский Часослов упоминает об авторстве "Свете Тихий" знаменитого литургиста VII века, св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Многие исследования по этому вопросу тоже останавливаются на имени св. Софрония.

Однако, тип христологии в "Свете Тиши" и стиль догматического выражения очень характерны для П и Ш века, с полным основанием констатирует М. Скабалланович.

Что касается возгласа "Премудрость», то по контексту "Свете Тихий" и "Премудрость" относились к Господу Иисусу Христу. Однако в практике древнерусской Церкви здесь произошло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: "Премудрость, прости. Свете Тихий", а певцы или чтец продолжали, начиная от слов "Святыя славы" до конца, почему и сама песнь в ХVI в. называлась "Святыя славы".

К очень древним временам относится также прокимен стих из псалмов Давидовых, который произносится после "Свете Тихий".

Что же касается возгласа: "Мир всем", то он является приветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа ("Мир вам" Ин. 20,19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным приветствием: "Господь с вами".

Возглас: "Вонмем" - встречался уже в памятниках 1У века. Возглас: "Премудрость" - сравнительно более позднего происхождения. Он встречается в памятниках VIII-Х вв.

В Апостольских Постановлениях указывается также на древнее произношение при вечернем богослужении молитвы: "Сподоби, Господи...". В православную вечерню она перешла в 1У в. из Сирской Церкви, где возникли "Апостольские Постановления", на что указывают описания Синайской вечерни Софрония и Иоанна Мосха (Памятник VII-VIII веков).

Вслед за молитвой "Сподоби, Господи" следует ектения, которая называется "просительною", а. в богослужебных книгах "Исполним". Эта просительная ектения имеется в Апостольских Постановлениях.

По окончании стихир на стиховне поется или читается молитва св. Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши". Текст молитвы св. Симеона Богоприимца (Лк. 2, 29-32) появляется в последовании вечерни очень рано. Он встречается уже в вечерне "Апостольских Постановлений". Есть он и в описании "Синайской вечерни" Софрония и Иоанна Мосха, а также и в Часословах VIII века.

Очень загадочным по своему происхождению и смыслу является термин "тропарь", - это текст, содержание которого указывает на общее значение службы, соответствующего праздника или дня. Этимология слова "тропарь" не известна. По своему значению оно отождествляется с понятием "гласа", "напева", как это и делает М. Скабалланович. Это форма, передающая содержание праздника. Тропарь посвящен памяти святого или празднику, Тропарь есть основная и самая древняя форма церковной песни, из которой выросли стихира, кондак и икос.

Термин "сугубая ектения" значит буквально "прилежное, усердное моление". Первоначальный тип этой ектений близок к просительной. Впервые вид, близкий к нашему, она принимает в рукописях X, века. Нынешнее (содержание) надо отнести к ХV веку. Тройное "Господи, помилуй" (независимо от ектении) встречается в сирских и греческих списках литургии св. ал. Иакова.

Таким образом, порядок всей вечерни передан Церкви и сохранен ею от первых времен христианства. Конечно, в тех указаниях исследования вечерни, которые начинают встречаться с XIII в., с указаниями вечерни, совершаемой в Русской Церкви, имеются некоторые отличительные особенности в ее составе, ибо тогда вечерня была короче теперешней. Но бесспорно, что эти "разности" различия не касались существа чина. Чин вечерни VI в., сохранившийся до нашего времени, почти не отличается (за очень немногими исключениями) от чина современной (см. А.Петровский "Богословск. Энциклоп." П.П. Лопухина, т. 3, изд. СПб.,. 1902, с. 332-340).

Вечерня изображает ранний вечер, вернее, это "раннее утро истории человечества". Радостно и светло было начало истории человечества, но не надолго. Скоро человек согрешил и сделал через грехопадение свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

В вечернем богослужении воспоминается творение мира и прославляется Промысл Божий во всем творении. Псалом 103 в величественных стихах рисует картину начала мира... Господь, дивно великий, одевается в свет. Непоколебимо утверждаются законы жизни миров. По мудрым законам тяготения на горах и вокруг сферы земли стоят воды. Светила днем и ночью освещают землю. И вода небесная питает ее. Звери, птицы, пресмыкающиеся наполняют леса, горы... Его всемогущая сила держит во власти мир и обновляет лицо земли Духом Своим... Он дал жизнь. Он поддерживает ее.

Последовательно воспоминаются пребывание прародителей в раю, их грехопадение и изгнание из рая, раскаяние их и приготовление к искуплению людей чрез пришествие на землю Христа Спасителя мира и само это пришествие.

Изображая скорбящего, плачущего пред вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем при закрытых Царских вратах (в вечерних молитвах) молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, "не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей".

Общее значение "светильничных молитв", по учению архиепископа Вениамина, следующее: после падения, но прежде еще изгнания из рая, Адаму обещая Ходатай и Искупитель всего рода человеческого, Христос, Сын Божий, как сказана змию: "Той сотрет главу" (Быт. 3 гл.} "Священник, образуя этого Ходатая и как бы принимая на себя его звание, - говорит архиепископ Вениамин, - выходит перед царские двери и перед ними, как перед затворенными раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая молитвы светильничные (Архиеп. Вениамин. "Новая Скрижаль", стр. Э4.).

Число этих молитв, по объяснению проф. М. Скабаллановича, есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления (М. Скабалланович. "Толковый Типикон", Киев, 1913 г., выпуск, II, стр. 71). Зажигание в это время светильников - прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств -так же как наступающая ночь - символ сумерек, окутавших человечество после грехопадения.

После предначинательного псалма и светильничных молитв на вечерне следует Великая ектения: "Миром Господу помолимся", в которой диакон велегласно произносит прошения, подобные тем, какие священник тайно возносит к Богу в светильничных молитвах. В ектений испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, а именно: мира с Богом, мира с ближними и мира с самим собою. "Миром Господу помолимся" - в мире с самим собою, без смущения духа, без сомнений, без развлечений мыслей и в мире с ближними, без нужды к ним, но с взаимною любовью (Мк. 11, 25; 1 Тим. 2, 3).

Мир есть необходимое условие и в то же время результат всякой богоугодной молитвы. "Поэтому, - говорит архиепископ Вениамин, - не токмо без правой веры в Бога и без чистой совести, но и. без взаимного согласия с ближними мы не можем приступить к молитве (Цитированное сочинение, стр. 97). В такое состояние мира трудно, а иногда и невозможно привести себя без помощи Божией, поэтому далее следуют прошения, в которых испрашивается у Господа, чтобы Он водворил в нас мир, умирил нашу совесть и соделал нас участниками мира с Богом (Рим. 15, 13).

"Плач Адама" у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в 140, 141 пс. Псалмы выражают глубокое сознание греховности души и упование на милосердие Божие. В псалмах неотступно просим Господа, чтобы Он услышал каждого из нас и принял нашу вечернюю молитву, как жертву, как фимиам благоуханный, и извел из темницы греха на путь правды, вернул в светлый рай Свой...

Эти стихи псалмов являются характернейшей особенностью всякой вечерни. Сумерки, окутавшие согрешившего человека, возбуждают в нем молитвенную тоску по свете незаходимом и, стоя у закрытой райской двери, он начинает взывать к Источнику жизни и счастья, к своему Творцу и Отцу. Кроме того, и каждодневные сумерки по наступлении вечера, столь естественно напоминающие о смерти - последствия греха, располагают к этому молитвенному "взыванию" обращению.

Итак, все эти песнопения печальны и скорбны, соответственны плачу у дверей рая. Но Творец не покинул людей и после их грехопадения. Он дал "обетование" о Господе Спасителе, Который придет и сотрет главу змия. Это обетование находит свой отзвук в дальнейших песнопениях вчерни. Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихирами на "Господи, воззвах".

Во время пения этих стихир полагается каждение. Ввысь восходящий кадильный дым в реальном образе знаменует поднимающееся к небу единодушное моление клира и предстоящих.

Песнь "Свете Тихий" является славословием Бога во Святой Троице, Тихого Света, Который ради немощи людей умалил Себя, сошел с небес, дал всем жизнь и достойно воспевается во все времена "гласами" людей преподобных.

Молитвой "Сподоби, Господи" и ектенией "Исполним вечернюю молитву..." молим Господа о даровании нам мирного и безгрешного вечера и о святом провождении жизни нашей, просим всего, что добро и полезно для наших душ и спокойствия миру.

В молитве старца Симеона "Ныне отпущаеши" напоминается нам о нашем спасении и "востании" в Боге Спасителе. Спасение, данное через Его воплощение, "открылось очам нашим". И мы, встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами св. Богоприимца: "Ныне отпущаеши". Этим заканчивается центральная часть вечерни.

Молитва "Ныне отпущаеши" помещена в конце вечерни, и это имеет свою особенность.

Эта молитва - напутствие ко сну грядущим. Вечер кончен, Наступает покой ночи. И Церковь хочет внушить нам помнить о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его. С молитвой к Спасителю о сне тихом, мирном и безгрешном.

Эта глубоко умилительная и святая особенность вечернего богослужения всегда неотразимо действует на душу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me