Православные храмы

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм равноапостольной Марии Магдалины (у Золотых ворот)

В Киеве существовало 3 храма в честь св. Марии Магдалины: на Шулявке…
Публикации

Как избежать одиночества вдвоем

Наиболее краткое и точное определение понятия “брак” принадлежит римскому…

Католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II

Патриарх Илия II (в миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4…

“За что так упорна болезнь моя и рана моя так неисцельна?..” (Иер. 15, 18)

Об актуальности проблемы ВИЧ/СПИДа, думаю, не стоит и говорить. По статистике…

Начало христианского богослужения

С пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа и совершением Им великого дела искупления рода человеческого явилось новое богослужение, совершенно отличное от существовавших ранее богослужений.

Начало и основание христианского богослужения положил Сам Иисус Христос.

Исполняя заповедь Иисуса Христа: "Сие творите в Мое воспоминание", Церковь Христова от первых своих времен непрерывно,подобно Церкви небесной и ветхозаветной, совершает богослужение свое постоянно, освящая каждый день и час своими святыми молитвами.

От времен Апостольских доныне Церковь Православная ежедневно воссылает молитвы свои ко Всевышнему. На основании данных Иисусом Христом наставлений и установлении Апостолы. руководимые Духом Божиим, слагали и развивали христианское богослужение, в котором выражалась вера нового христианского общества. Первые ученики Господа, говорит св. евангелист Лука, пребывали "во учении Апостол, и во общении, и в преломлении хлеба и молитвах, во вся дни единодушно в Церкви" (Деян. 2, 42,46). Иисус Христос указал основания новозаветного богослужения, а святые апостолы были установителями его чина.

В первые годы своего существования в Иерусалимской Церкви христианское богослужение находилось в близком отношении с иудейским богослужением, совершавшимся в храме Иерусалимском. По примеру Иисуса Христа апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24,53), с другой стороны, они составляли свои собственно-христианские собрания по домам (Деян. 2,46; 5,42; 8,3; 12,12). В состав богослужения, совершавшегося в частных домах, входили следующие священные действия: учение, или проповедь слова Божия в связи с чтением Священного Писания, молитва, пение священных песнопений и преломление хлеба, т.е. совершение Евхаристии.

История дальнейшего развития христианского богослужения может быть разделена на два периода: первый обнимает собою время от мужей апостольских до Константина Великого, второй -от Константина Великой до VII Вселенского Собора. В первом периоде - до Константина Великого - получила преимущественное развитие внутренняя сторона богослужения, обогащались содержанием составные части богослужения. А со времени Константина Великого, даровавшего свободу и господство христианской Церкви, богослужение развивалось с внешней стороны: строились великолепные храмы, умножались церковные обряды, молитвы, песнопения и праздники.

Тот порядок и общий состав христианского богослужения, который установлен был апостолами, сохранялся и в век послеапостольский. В состав богослужения, так же как и в век апостольский, входили молитва, пение, чтение Священного Писания, с которыми непосредственно соединялись проповедь и совершение таинства. В совершении важнейшего вида богослужения -литургии замечается определенный, естественный порядок и последовательность актов, порядок твердый и постоянный, утвержденный еще в апостольской практике, освящаемый и охраняемый обще-церковным согласием.

В III веке христианское богослужение достигло более полного развития и более прочной организации сравнительно с предыдущим временем. Вместо простоты и относительной свободы первоначального христианского богослужения в это время появляются более строгий порядок и тожественность. Богослужение последующего времени, сохраняя свой истинный характер и состав, отличалось от первоначального богослужения в век апостольский не в существе дела, а в дисциплинарном отношении, соответственно потребностям времени и условиям жизни.

На развитие христианского: богослужения в III веке имели влияния:

1) усилившиеся гонения на христиан со стороны язычников;

2) борьба с ересями - гностицизмом и особенно монтанизмом;

3) потребность более стройного и торжественного богослужения, которое бы заменило и могло быть противопоставлено пышному и сложному языческому культу.

Во втором периоде истории богослужения, со времени императора Константина Великого, когда вера христианская признана была господствующей, христианское богослужение достигает более широкого развития и совершеннейшего благолепия, чем в предшествовавшее время. С внешней стороны оно выразилось в сооружении великолепных храмов, в умножении церковных обрядов и в умножении христианских праздников и их торжественности.

Сообщая богослужению величественнейший и совершеннейший вид, пастыри христианской Церкви, однако, ревностно заботились о неизменном сохранении порядка, духа и состава дошедших до них церковных служб. Церковь от начала своего существования и доныне в своих учреждениях из благоговения к Установителю христианского богослужения утверждается на Божественном авторитете. Сущность богослужения и его составные части при общем развитии оставались неизменно в том же виде, в каком установлены Иисусом Христом и святыми Апостолами. Для сохранения чистоты церковных служб от произвола и еретических заблуждений было постановлено, чтобы никакая новая молитва, никакая песнь не входила в церковное употребление без предварительного одобрения епископского или соборного.

Благодаря таким заботам пастырей Церкви, службы церковные сохранили тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы апостолами и сохраняются в чистоте и неизменности в Православной Церкви.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu