Православные храмы

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…
Публикации

Преступление и покаяние. Заметки о тюремном служении

Символично, что подготовка этого материала о миссии Украинской Православной…

“Церковь всегда подвластна только ее Главе — Христу”. Раскол 1992 года: комментарии очевидцев

О филаретовском расколе, его причинах и последствиях написано и сказано уже…

“Не судите, да не судимы будете…”

Не зря говорят, что храм — это больница для больных духовно и телесно. Именно…

Основание пасхалии

В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основание, эпакта, ключ границы.

Индиктион - это великий пасхальный круг в 532 года.

С 1941 г. начался 15-й Индиктион.

Сначала слово "индикт" не имело никакого отношения к Пасхалии, - это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 г. в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи.

Кругом солнца называется период временив 28 лет, через который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.

Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются.

Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца через 7 лет, т.е. пока не обошел бы лишний день всю седмицу и не возвратился бы на свое место.

Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосным, чтобы этот лишний день мог составлять седмицу, т.е. обойти все седмичные дни.

Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным , который бывает через 3 года.

Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква, это и есть вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни. Точно также в 1956 году, все числа месяцеслова, около которых стоит буква Г, будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начинается с марта месяца).

Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым числом эта разность полагается в 11 дней. Накопляясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает, так называемый круг луны. Кругом луны называется 19-ти летний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как случились 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым Числом.

Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта ' 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.

Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, т.е. определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. ПРИ определении дня Пасхи эпакта не имеет значения.

Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. между 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.

Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования св. Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать:

1) после иудейской,

2) в воскресный день,

3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,

4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Нарушение этих соборных постановлений с времени празднования св. Пасхи категорически запрещается. Новый календарь, который был введен в 1582 г. в Римской церкви папой Григорием ХIII, не так точен, как Юлианский. Бывает на Западе так, что празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические правила празднования Пасхи. Относительно же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календарем, между тем как у Григорианского календаря эта согласованность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования св. Пасхи ведется по Юлианскому календарю.

Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празднования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и временами церковными. При этом необходимо помнить, что.церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырьмя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в гражданском счислении будет относиться не к этому, а к предшествующему году.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu