Православные храмы

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…
Купить грузовые запчасти Самара
Огромный ассортимент запасных частей для легковых и грузовых автомобилей
livetruck.ru
Растаможка товаров
доставка товаров из интернет-магазинов и аукционов Amazon,taobao и др
t-logistick.ru
Фитнес Курган
Публикации о фитнесе
kurgan.metrofitness.ru

Публикации

“Пребывай в том учении, которое ты принял” История Болгарской Православной Церкви

Ослабленная феодальными усобицами и войнами с соседями — Византией, Сербией и…

Чому Я православний

В наш час часто доводиться чути, особливо від невіруючих людей, що Бог один і…

“Вікна”, у які дивитися небезпечно

Це і парадокс, і сумна закономірність нашого часу, що з’явилися такі…
В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав церковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Плодом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным.

По словам Симеона Солунского, Савва Освященный, начальник Лавры его имени в Палестине, изложил Церковный Устав, приняв его от преп. Ефимия Великого (IV в.) и Феоктиста-друга его. Они же приняли Устав от своих предшественников и от исповедника Харитона (III в.); основавшего три обители в Палестине. Преп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (532 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии. Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имея название "Иерусалимского".

Подлинный Устав св. Саввы был утрачен при нашествии сарацин на Палестину, но св. Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), живший долгое время в Лавре Саввы Освященного, восстановил и, дополнив Устав Иерусалимский, ввел его в подведомых ему монастырях и приходских церквах, причем правила Устава о пище и вообще о питании монашеском были изменены соответственно условиям мирской жизни.

Впоследствии Устав св. Саввы Освященного был обогащен некоторыми необходимыми и важными дополнениями. В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лавры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтекий, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпадении "встрече", двух или трех праздников в один день и как согласовать праздничные богослужение с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются "Марковы главы" и "Храмовые главы".

Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан преп. феодору Студиту (826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в г. Константинополе. После смерти преп. Феодора его Устав был записан неизвестным лицом вначале кратко, а потом, на основании предания, полно изложил этот устав патриарх Константинопольский Алексий (XI в.) для осйбвэннсй им обители в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешёл из Афон, в Южную Италию и был принят в монастырях русских со времени преп. Феодосия Печерского (около 1070 г.).

Устав Студийский отличается от других уставов монастырских и в том числе Иерусалимского, главным образом, правилами монашеской жизни, а не богослужебным Уставом, потому что богослуженыбй чин вселенской Церкви уже установился, а Федор Студит восполнил своими песнопениями Триоди.

Особенности, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем: 1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 2) на «Господи, воззвах» число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе; 3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи; 4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский.

В Русской Церкви Студийский Устав был введен преп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. Полагают, что Студийский Устав употреблялся в Русской Церкви ранее преп. Феодосия, но он не отличался полнотой, именно в нем не доставало правил монашеской жизни, а преп. Феодосий получил из Константинополя через Ефрема-скопца полный Устав, который и введен был преп. Феодосием в употребление. Устав Студийский применялся на Руси в богослужебной практике до конца XIV в., т.е. до того времени, когда Устав Иерусалимский начал оказывать на Студийский Устав все большее влияние.

В XV веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжественности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси. Замена студийских богослужебных обычаев Иерусалимскими не была актом административным. В случае недоумения по богослужебным вопросам на Востоке и, в частности, в Константинополе, стали обращаться к Иерусалимскому Уставу, и, таким образом. Иерусалимский Устав получил господство, а богослужебные книги Студийские были приведены в согласие с требованиями Иерусалимского Устава.

Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 году при патриархе Гермогене. Но это издание было поправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 т. при патриархе Иоакиме.

Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени.

Последнее издание Типикона было осуществлено в 1954 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия. В нем опущена Пасхалия, вместо которой имеется приложение: тропари и кондаки новопрославленным Русским святым.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me